Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2010-08-06

Проявление скорби по покойному


Проявление скорби по покойному (плач, крик, раздирание одежд и т.д.)

  Ученые единогласны в том, что выражение скорби должно быть сдержанным и не нарушать моральных правил: разрешается плакать как перед похоронами, так и после, но не повышая голоса и не произнося плохих слов; также запрещается кричать и громко рыдать. Передает Джабир, что Посланник Аллаха, мир ему, сказал: «О, Ибрахим! Поистине мы опечалены разлукой с тобой, но мы говорим лишь то, что угодно Господу нашему», и затем наполнились его глаза слезами, и сказал ему ‘Абдуррахман б. ‘Ауф: «О, Посланник Аллаха, мир ему, ты плачешь, а не запретил ли ты плакать нам?», он ответил: «Нет, я запретил вам рыдать» (Ат-Тирмизи).

  Сообщается в сборниках аль-Бухари и Муслима, что у Пророка, мир ему, наполнились глаза слезами, когда поднесли сына его дочери, и душа умирающего звенела, как будто она в сосуде (то есть исходил звук и предсмертный хрип), и спросил его Са‘д: «Что это, о Посланник Аллаха?», он ответил: «Это Милосердие, которое Аллах вложил в сердца своих рабов, поистине, Аллах Милостивый помилует только милосердных из числа своих рабов».

  Что касается отрывка из хадиса: «…Поистине, покойный подвергается мучениям из-за того, что родные оплакивают его» (Аль-Бухари; Муслим), то большинство ученых считают, что это относится к тем, кто завещал плакать и рыдать после его смерти, и если исполнено это, то он мучается из-за этого, так как он сам себе это предписал. Это было обычаем у арабов до Ислама – завещать плач после смерти.

(Хадис в полном варианте: Сообщается, что ‘Абдуллах б. ‘Умар сказал: «Когда Са‘д б. ‘Убада серьезно заболел, Пророк, мир ему, пришел навестить его вместе с ‘Абдуррахманом б. ‘Ауфом, Са‘дом б. Абу Ваккасом и ‘Абдуллахом б. Мас‘удом. Зайдя к больному и увидев его в окружении родных, Пророк, мир ему, спросил: «Он уже умер?». Они ответили: «Нет, о Посланник Аллаха, мир ему», и тогда Пророк, мир ему, заплакал; увидев же, что он плачет, заплакали и другие. Затем он сказал: «Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слезы, текущие из глаз, ни за печаль сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!», – и он указал на свой язык, а потом добавил: «И, поистине, покойный подвергается мучениям из-за того, что родные оплакивают его (громко причитают)») (Аль-Бухари).

  Если же умирающий не завещал плакать после смерти, то при сдержанном выражении скорби о нем он не мучается.

  Как сказал Всевышний Аллах: «Что каждая душа приобретает, то остается на ней, и не понесет (носящая) ношу другой» (6:164).

  Как упомянули ханафитские ученые, оплакивать покойного допустимо и в прозаической форме и стихами, но порицается преувеличенно восхвалять его, особенно во время похорон покойного. Сказано в хадисе: «Кто принес соболезнование, похожее на соболезнование времен джахилийи, то не стесняйся скрывать это, отказываясь от него» (Ахмад; ан-Насаи). Запрещается (харам) перечислять его достоинства (надаб), а также оплакивать, причитать (наух), бить себя в грудь (джаз‘), по голове, рвать на себе одежду и т.д.

  Надаб – это перечисление достоинств покойного, а также обращение к нему со словами, которые обычно произносят при оплакивании. Когда человек умирает, и начинают его оплакивать, говоря: «Какой был человек...», то двум ангелам повелевается ударять покойного по груди и спрашивать: «Таким ли ты был?» (Ат-Тирмизи, хадис хороший). Это происходит, если покойный завещал подобный восхваляющий тип его оплакивания, либо если он – неверный (кяфир).

   Наух – это возвышение голоса с перечислением достоинств (надаб). Сообщается: «Если наиха (та, которая причитает) не покается, то в Судный день она будет в рубахе из смолы и в кольчуге из коросты (струпьев)» (Муслим). А также: «Проклял Аллах наиху и ту, которая это слушает» (Ахмад; Абу Дауд).

Джаз‘ – действие, когда бьют себя в грудь, рвут одежду, чернят лицо, посыпают пеплом на голову, повышают голос, громко плачут. Все это запрещается (харам). Пророк, мир ему, сказал: «Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена джахилийи» (Аль-Бухари; Муслим). Также известно со слов Абу Мусы, что однажды он тяжело заболел, лишился чувств и ничего не смог сказать одной из своих жен, прижимавшей к своей груди его голову, а когда пришел в себя, сказал: «Я не имею отношения к тем, от кого отстраняется Посланник Аллаха, мир ему, а он отстраняется от кричащей, обривающей и разрывающей (т.е. от той, которая громко кричит, обривает себе голову и разрывает на себе одежды)».

http://www.idmedina.ru

По вопросам организации похорон воронежских мусульман обращайтесь в Ритуал центр по тел.: 8 (4732) 91-66-77

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: