Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2010-08-06

Что нарушает молитву по покойному?


Условия правильного совершения джаназа-намаза

   Омовение, чистота одежды и места, закрытый ‘аврат, лицо, обращенное в сторону Каабы, – все это является неотъемлемыми условиями совершения не только ежедневной пятикратной молитвы, но и джаназа-намаза. Поэтому, если имам перед совершением джаназа-намаза не совершил обряд омовения, намаз повторно читается всеми присутствующими. Если же имам совершил этот обряд, а люди, читающие намаз, этого не сделали, намаз считается совершенным, поскольку все, что необходимо покойному, будет выполнено имамом. Присутствие группы людей (джама‘ата) во время намаза не является обязательным условием для совершения джаназа-намаза. Если же тело покойного по ошибке положили неправильно (головой по левую руку имама, а ногами по правую) и прочитали намаз, он считается совершенным. Но если это было сделано сознательно, то это грех, так как была нарушена сунна.

   Если люди по незнанию прочитали намаз, не повернувшись лицом к кибле, он считается совершенным, но если это было сделано осознанно, он не засчитывается.

   Хотя стояние во время джаназа-намаза не является его обязательным условием, или основой (рукном), однако из уважения к покойному нельзя читать джаназа-намаз сидя (допускается только в том случае, если на это есть особые причины). Если родственник покойного, будучи имамом, по состоянию здоровья прочитал джаназа-намаз сидя, а люди позади него читали намаз стоя, джаназа-намаз, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, считается выполненным. Мухаммад придерживается такого же мнения.

   Если после совершения джаназа-намаза выяснилось, что покойного по той или иной причине не обмыли, тело покойного обмывают и повторяют намаз, так как обмывание покойного — одно из условий совершения джаназа-намаза. Если же это выяснилось уже после похорон, то тело не выкапывают, ибо это является запретным (харам), обмывание теряет свой смысл и джаназа-намаз не повторяется. По мнению Мухаммада, тело можно извлечь из могилы, если оно еще не было засыпано землей. А если его тело уже предано земле, его не выкапывают, но перечитывают джаназа-намаз, поскольку первый намаз не засчитывается из-за того, что тело не было перед этим обмыто. Когда же возможность для этого исчезла, необходимо только перечитать джаназа-намаз.

Если же случилось так, что покойного после обмывания похоронили, не совершив джаназа-намаз, молитва читается над могилой, пока тело еще не разложилось. В книге «Аль-Амали» передаются слова Абу Юсуфа, что в этом случае джаназ-намаз нужно прочитать в срок до трех дней после похорон. По словам Ибн Рустама, такого же мнения придерживается и Мухаммад, и доказательством этому служат действия Пророка, мир ему, который читал джаназа-намаз над могилой женщины. Если разрешено читать джаназа-намаз над могилой тех, кому он уже был прочитан один раз, но не был засчитан по каким-то причинам, то читать джаназа-намаз тому, кому его еще не читали, тем более необходимо.

   По истечении трех дней после похорон джаназа-намаз, как правило, не совершается, поскольку тело умершего уже начинает разлагаться. Однако три дня – это условное время, поскольку существует разница между погодными и географическими условиями, состоянием тела покойного и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае устанавливается свой срок. Из источников известно, что «Пророк, мир ему, совершил намаз по шахидам, павшим при горе Ухуд, через восемь лет». Однако не исключается, что это был не джаназа-намаз, а ду‘а, ибо Аллах Всевышний сказал: «И молись над ними, ведь твоя молитва – успокоение для них» (9:103).

Но, возможно, это был и джаназа-намаз, т.к. тела погибших не подверглись разложению. Это было установлено, когда Му‘авия хотел перезахоронить их тела.

С точки зрения шариата, разрешается читать джаназа-намаз нескольким покойникам сразу, и в данной ситуации имаму предоставляется выбор: читать джаназа-намаз каждому умершему или всем вместе. Сообщается, что Пророк после битвы при горе Ухуд читал один намаз каждым десяти шахидам. Если же имам решит прочитать джаназа-намаз отдельно каждому умершему, то сначала желательно читать самым достойным.

   Если имам решил прочитать намаз сразу нескольким умершим одного пола, то носилки с телами ставятся либо в один ряд, как при совершении молитвы, либо друг за другом, по направлению к кибле. С точки зрения Абу Ханифы и Абу Юсуфа, второй способ предпочтительней, так как сунна состоит в том, что необходимо стоять перед покойником. Также они считают, что первыми перед имамом должны быть носилки с самыми достойными и почтенными умершими. В этом Абу Юсуф опирается на слова Пророка, мир ему: «Пускай будут передо мной благоразумные и добропорядочные».

   В случае, когда среди умерших есть и мужчины, и женщины, носилки с телами мужчин ставятся ближе к имаму, а носилки с телами женщин за ними, ибо при жизни во время совершения молитвы, мужчины стоят ближе к имаму, чем женщины. Если среди покойников есть мужчина, мальчик, гермафродит, женщина и девочка, то носилки перед имамом ставятся именно в таком порядке, потому что при жизни во время молитвы они должны стоять за имамом именно таким образом. Если имам начал читать джаназа-намаз по одному покойному, а после первого такбира перед ним поставили второго, намаз считается совершенным только для первого, даже если имам произнес второй такбир для обоих покойников, поэтому по второму покойному необходимо заново прочитать джаназа-намаз.


   Все действия, нарушающие обычную молитву, делают недействительным и джаназа-намаз. Это отсутствие омовения и все действия, нарушающие молитву (разговоры, смех и т.д.).

 

Порицаемые действия (макрухат) во время джаназа-намаза

   Порицается читать джаназа-намаз по покойному во время восхода и захода солнца, а также когда солнце находится в зените. Это основывается на хадисе Пророка, мир ему, который передает ‘Укба б. ‘Амир: «Есть три периода времени, в которые Пророк, мир ему, запретил нам читать намаз…». Если же в один из указанных часов намаз был прочитан, он считается совершенным, и его не нужно читать повторно, так как для джаназа-намаза нет точно установленного времени. Не порицается читать джаназа-намаз после утренней (фаджр) и послеполуденной (‘аср) молитв – перед тем, как зайдет солнце. Если наступило время вечерней молитвы, сначала совершается она, а потом джаназа-намаз.

По вопросам организации похорон воронежских мусульман обращайтесь в Ритуал центр по тел.: 8 (4732) 91-66-77

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: