Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-05-14

ЗАКЯТ: НАЛОГ ИЛИ РЕЛИГИОЗНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ?


"Финансы", 2008, N 11


 

В условиях разразившегося в мире финансового кризиса возрос интерес к опыту исламских финансовых институтов, демонстрирующих завидную устойчивость в период экономических потрясений. Речь идет прежде всего об исламских банках и страховых компаниях. Однако основанная на положениях шариата экономическая система немыслима без исламских налогов. С точки зрения мусульманской религии закят является главным платежом для мусульманина. Однако допустимо ли в таком случае говорить о закяте как о главном исламском налоге?

В большинстве стран закят не является обязательным государственным налогом. Его выплата носит добровольный характер. При этом плательщик закята сам выбирает того, кому его предоставить. Иными словами, обязательный в соответствии с требованиями ислама к уплате закят фактически уподобляется добровольной милостыне - садаке.

Среди российских мусульман пока еще не так много людей, осознающих необходимость регулярной выплаты закята. В феврале 2005 г. у мусульман Татарстана появилась возможность выплачивать закят через банки "Ак-Барс" и "Татфондбанк". Однако, судя по всему, указанные банки выполняют в данном случае лишь роль финансового посредника. По крайней мере, полученные средства вряд ли будут использоваться так же эффективно, как это имеет место в ряде зарубежных мусульманских стран.

В некоторых регионах России мусульманское духовенство пытается поставить на службу мусульманам другие религиозные налоги, не всегда считаясь при этом с их исконной, шариатской сущностью. Так, в ряде районов Татарстана (Балтасинском, Арском и других) имамы обращаются к председателям колхозов с просьбой выделять картофель на питание студентов мусульманских религиозных учебных заведений. Однако, по сути, в данном случае имеет место сбор садаки - единовременного благотворительного взноса, а не 'ушра или, как его называют в Татарстане, гышара (гышыра) - налога в размере 1/10 части урожая.

Большинство верующих, как видно из вышеприведенного примера, не в состоянии отличить закят от других исламских институтов благотворительности. И религиозные деятели ничего с этим не могут сделать. Так, несколько лет назад в мечети г. Майкопа (Адыгея) имам велел установить два ящика - один для закята, другой - для садаки. Но, поскольку прихожане не понимали разницы между ними, имаму пришлось отказаться от данной идеи <1>.

--------------------------------

<1> Ярлыкапов А.А. Религиозное поведение // Ислам и право в России. М., 2004. - Вып. 3. С. 58.

 

Среди исследователей так и не сформировалось единого мнения о том, какие налоги могут быть отнесены к числу исламских. Общепринято считать исламскими закят, его разновидности 'ушр и закят ал-фитр, налоги джизйа и харадж, а также ганиму, хумс и фай' <2>. И это несмотря на то, что практически все они имеют доисламское происхождение.

--------------------------------

<2> Строго говоря, ганима (военная добыча), хумс (1/5 военной добычи) и фай' (любое имущество, получаемое мусульманами мирным путем) не могут с формальной точки зрения считаться налогами. Об интерпретации хумса в шиитском исламе см. далее.

 

Между тем налоговая система средневекового мусульманского государства не исчерпывалась указанными налогами и сборами: уже в первом веке хиджры были введены дополнительные обязательные платежи. Расширение круга облагаемых закятом объектов не могло удовлетворить потребности стремительно расширявшегося халифата. К примеру, халиф 'Умар б. ал-Хаттаб ввел пошлины ('ушур <3>) с торговцев, варьировавшиеся от 1/40 до 1/10 от общего количества товаров в зависимости от их свойств и религии купцов.

--------------------------------

<3> 'Ушур - множественное число от слова 'ушр. Не путать с 'ушром (десятиной).

 

Впоследствии перед мусульманскими правителями уже не стоял вопрос о том, вводить или не вводить новые налоги помимо уже существовавших: бюджет набиравшего мощь и вместе с тем погружавшегося в роскошь халифата требовал новых поступлений. Большинство правоведов соглашалось с необходимостью введения дополнительных, не предусмотренных шариатом налогов, если того требовали интересы государства и мусульман <4>.

--------------------------------

<4> Ибн Хазм, к примеру, считал, что дополнительные налоги имеют право на существование лишь в случае, если средств от закята недостаточно для помощи бедным (Monzer Kahf. Taxation Policy in an Islamic Economy // Readings in Public Finance in Islam. Jeddah, 1995. P. 119).

 

На протяжении столетий мусульманско-правовой доктриной были выработаны условия введения дополнительных налогов помимо закята.

Основатель маликитской правовой школы Малик б. Анас называл обстоятельства, при которых допустимо введение неисламских налогов, а именно: регулярные доходы государства резко сократились, расходы на оборону превышают возможности бюджета. Обязательное требование, по мнению Малика, состоит в том, чтобы указанные налоги носили временный характер и ими облагались только богатые <5>.

--------------------------------

<5> Monzer Kahf. Taxation Policy in an Islamic Economy // Readings in Public Finance in Islam. Jeddah, 1995. P. 118.

 

Выше мы говорили о том, насколько правомерно с точки зрения мусульманского права вводить дополнительные налоги. Однако не менее справедливым будет вопрос: можно ли считать закят налогом?

Мусульманские авторы с большой осторожностью относятся к данной проблеме. Многие ученые стремятся употреблять по отношению к закяту слова "сбор", "платеж", "выплата" и т.д., а слово "налог" - лишь в исключительных случаях.

Турецкий исследователь Сабах ад-дин За'им выделяет 15 различий между закятом и налогом. Вот лишь некоторые из них:

1) закят - это религиозная обязанность и акт поклонения, выраженные в финансовых терминах, а налог - это экономическое и финансовое обязательство;

2) закят взимается только с мусульман, а налог - со всех граждан;

3) неуплата налога может быть прощена, а неуплата закята - нет;

4) ставка, способ выплаты закята в отличие от аналогичных понятий для налога неизменны;

5) плательщик закята не может претендовать на средства от данного очистительного налога; в случае же с налогом получение налогоплательщиком средств от уплаченного им налога возможно <6>.

--------------------------------

<6> Sabahaddin Zaim. Recent Interpretations of the Economic Aspects of Zakah // Management of Zakah in Modern Muslim Society. Jeddah, 2000. P. 110 - 111.

 

На вопрос, является ли закят налогом, как нам представляется, необходимо посмотреть не с точки зрения противопоставления закята и налога, а с позиции того, что представляет собой закят как юридическая категория.

Общепризнанными являются три основных признака, позволяющих отличить налог от других платежей, взимаемых государством (пошлин, сборов, штрафов и других). Это - обязательность, индивидуальная безвозмездность и безвозвратность. Рассмотрим эти признаки с позиции обсуждаемого вопроса.

1. Обязательность. В халифате и в некоторых современных мусульманских странах закят был установлен в качестве обязательного платежа, взимаемого государством с определенной категории граждан - мусульман. Государство, как известно, вправе придать любому религиозному предписанию характер обязательной для всех правовой нормы <7>.

--------------------------------

<7> В Германии, например, существует так называемый религиозный налог или подать. Религиозный налог составляет 9% от подоходного налога и направляется в пользу той общины, к которой принадлежит плательщик. Атеисты и лица, официально вышедшие из церкви, освобождены от уплаты указанного налога. Несмотря на то что государство берет за подобную услугу большую комиссию, церквям выгоднее использовать государственные рычаги, чем создавать собственные структуры по сбору религиозного налога.

 

В наши дни некоторые правоведы сходятся в том, что с немусульман в мусульманских странах необходимо взимать так называемый налог на социальную солидарность, поступления от которого могут использоваться на те же цели, что и поступления от закята, но применительно к немусульманскому населению. Важной отличительной чертой закята, как было отмечено выше, является то, что государство не может освободить от его уплаты. Юридическая обязательность уплаты закята подкреплена моральной нормой: закят выступает как одна из обязанностей каждого дееспособного мусульманина.

2. Индивидуальная безвозмездность. Закят взимается с имущества, принадлежащего конкретному человеку. Плательщик закята ничего не получает взамен.

3. Безвозвратность. Закят, как и любой налог, является безвозвратным платежом. Лицо, выплачивающее закят, не может претендовать на возврат всей уплаченной суммы или ее части.

Что касается формы, в которой взимается очистительный налог, то решение этого вопроса находится всецело в компетенции государства, если оно объявило закят обязательным платежом. Закят может взиматься как в виде денежных средств, так и натурой.

Важно, однако, помнить при этом, что государство при сборе и распределении закята выступает лишь как эффективный посредник между плательщиками данного очистительного налога и его получателями. Оно не имеет права использовать полученные средства по своему усмотрению без учета интересов верующих. Злоупотребления чиновников при взимании и распределении закята при 'Умаййадах и 'Аббасидах, а затем и в Османской империи породили в среде мусульманских правоведов сомнения в целесообразности исполнения государством роли посредника в вопросах закята.

Иными словами, в нашем контексте необходимо различать закят как религиозную обязанность каждого мусульманина и закят как один из государственных целевых налогов. Определенные, впрочем несущественные, различия между закятом - государственным налогом и закятом - религиозной обязанностью - это как бы неизбежная плата за возможность максимально широкого использования очистительного налога в налоговой системе современного государства.

Закяту как третьему столпу ислама, то есть одной из пяти вероисповедальных обязанностей мусульманина, посвящено немало работ, в том числе и на русском языке. Здесь автор ограничивается рассмотрением закята как налога, принятого в современном мусульманском мире в качестве обязательного государственного платежа <8>.

--------------------------------

<8> В комплексе современных исламских наук отдельно выделяются такие дисциплины, как фикх аз-закят (мусульманско-правовые аспекты закята) и иктисадийат аз-закят (экономические аспекты закята).

 

Вполне удачным, на мой взгляд, является сравнение закята с отрицательным подоходным налогом <9>. В системе, где используется такой налог, лица с доходами ниже налогооблагаемого минимума (или ниже прожиточного уровня) получают специальные дотации от государства. Очевидно, что закят, не будучи, строго говоря, подоходным налогом, структурируется в соответствии с указанным принципом.

--------------------------------

<9> Farid F.R. A Theory of Fiscal Policy in an Islamic State // Readings in Public Finance in Islam. Jeddah, 1995. P. 142.

 

Большинство правоведов средневековья пришло к выводу о том, что закят не может быть единственным налогом в государстве. Однако споры об этом продолжаются и в наши дни. Среди современных мусульманских ученых получили распространение две точки зрения на роль закята в экономике мусульманской страны.

Одни исследователи считают, что закят в наши дни не способен без других налогов и сборов решить актуальные экономические проблемы <10>. В Коране установлены категории лиц, которые имеют право на получение средств от закята: "Милостыни - только для бедных, нищих, работающих над этим, - тем, у кого сердца привлечены, на выкуп рабов, должникам, на пути Аллаха, путникам, - по постановлению Аллаха. Аллах - знающий, мудрый!" (Сура 9. Покаяние, 60). Даже если максимально широко трактовать понятие "фи сабил Аллах" ("на пути Аллаха"), все же невозможно подогнать под это определение все необходимые для государства статьи расходов <11>.

--------------------------------

<10> Сторонником указанной точки зрения является, в частности, один из крупнейших специалистов по экономическим аспектам закята Монзер Кахф. Однако, по его мнению, введение дополнительных налогов - скорее исключение, чем правило.

<11> Выделение такой категории получателей средств от закята, как рабы, с середины прошлого века утратило свою актуальность. Мусульманские правоведы предлагают либо расширительно толковать понятие невольников, относя к их числу заложников и военнопленных, либо игнорировать данную категорию получателей закята в пользу оставшихся семи.

 

Другие исследователи полагают, что очистительный налог должен быть стержнем налоговой системы мусульманской страны, а другие налоги нужны постольку, поскольку они могут дополнять закят <12>. Сторонники такой точки зрения рассматривают закят не только как инструмент перераспределения богатства в обществе, но и как средство по стабилизации экономики. Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что закяту в мусульманском мире редко приходилось выполнять подобные функции.

--------------------------------

<12> Подробнее об этом см.: Mohammad Hashim Awad. Adjusting Tax Structure to Accommodate Zakah // Economics of Zakah / Ed. Monzer Kahf. Jeddah, 2002. P. 627 - 658; Farid F.R. Zakah and Fiscal Policy / Ed. Monzer Kahf // Economics of Zakah. Jeddah, 2002. P. 663 - 682 и другие.

 

В 1970 - 1980 гг. в целом ряде стран закят был провозглашен в качестве одного из обязательных налогов, выплата которого обеспечивалась государственным принуждением. В качестве обязательного налога закят был введен в Ливии, Пакистане, Судане. На тот момент закят уже являлся одним из государственных налогов в Саудовской Аравии, Йеменской Арабской Республике и в большинстве султанатов на территории Малайзии.

Рассмотрим вкратце опыт введения закята в указанных странах в качестве обязательного государственного налога.

Йемен. Это - единственная страна, где взимание закята фактически не прерывалось со времен Пророка до наших дней. В VIII в. хиджры в Йемен прибыл назначенный Пророком губернатором Му'аз бин Джабаз, который принялся активно собирать садаку (фактически закят, поскольку на ранних этапах мусульманской истории садака и закят были синонимичными понятиями).

В наши дни закят должны выплачивать все мусульмане, получающие доход или владеющие активами в стране, независимо от их гражданства. Закятом облагаются скот, продукты земледелия, товары и деньги. Статьи расходов из средств, полученных от сбора закята, предусмотрены в государственном бюджете.

В Йемене государство собирает также закят ал-фитр - обязательный налог по окончании поста в месяц рамадан.

В Саудовской Аравии закят был введен в качестве государственного налога королевским декретом от 21 ноября 1950 г. Целью его издания было оказание помощи верующим в выполнении одной из важнейших вероисповедальных обязанностей в исламе и создание эффективной системы распределения закята. Ставка налога составляла 2,5%. Однако уже на следующий год было решено понизить ставку закята как обязательного государственного налога до 1,25%. Остающуюся от прежней ставки разницу (1,25%) налогоплательщики могли по собственному усмотрению передать тем, кто, по их мнению, в этом больше нуждался.

Иными словами, половина суммы, полагавшейся к выплате в качестве закята, превращалась в садаку - добровольную милостыню. Это в принципе не противоречило положениям ислама - государство лишь делегировало подданным право самостоятельно распределять часть закята.

Впоследствии были предприняты попытки вернуться к прежней ставке закята в 2,5%. Окончательно это произошло только в 1963 г.

До 1956 г. закят взимался только с подданных королевства. С 1956 г. очистительный налог стал собираться и с жителей Бахрейна, Кувейта и Катара.

В Саудовской Аравии закятом облагаются продукты земледелия, скот, товары и другие активы, а также доходы врачей, адвокатов, агентов недвижимости и другие. Сбор закята возложен на Агентство по закяту и налогам при Министерстве финансов. Сбором закята с продуктов земледелия и животноводства занимаются специальные структуры. За распределение же закята отвечает Министерство труда и социального обеспечения.

В отличие, скажем, от Пакистана, в Ливии банковские депозиты и другие финансовые активы не подлежат обложению закятом. Последний в соответствии с Законом о закяте 1971 г. взимается с продуктов земледелия и продукции животноводства начиная с 1975 г.

Сбором и распределением очистительного налога занимаются разные ведомства. В указанном Законе четко оговорено, на какие цели и в каких долях подлежит распределению собранный закят. Так, Всемирная организация исламского призыва, занимающаяся распространением ислама и знаний о нем за пределами Ливии, может претендовать не более чем на 30% от собранного в стране закята.

Пакистан. Введение закята и 'ушра в качестве обязательных государственных налогов было частью политики исламизации, проводившейся президентом Зия-уль-Хаком. В феврале 1979 г. проект Ордонанса "О закяте и 'ушре" был опубликован в официальной прессе для публичного обсуждения.

Будучи принятым 24 июня 1979 г. в части, касающейся вопросов закята, полностью Ордонанс должен был вступить в силу после внесения поправок и специального указания правительства, которое последовало только 20 июня 1980 г. Действие положений, касавшихся 'ушра, было приостановлено до 15 марта 1983 г.

Многие граждане Пакистана были недовольны введением закята - особенно когда выяснилось, что очистительный налог будет дополнительным к прежним налогам. Особое недовольство разных слоев населения вызвало то, что обложению закятом подлежали банковские депозиты, счета, ценные бумаги, акции, продукция горнодобывающей промышленности <13>. Против введения закята в качестве обязательного налога особенно активно выступили представители различных шиитских течений. Они, не без основания, полагали, что собранные в их общинах средства пойдут прежде всего в пользу суннитского большинства, а потому призывали членов общин изымать средства из банков и бойкотировать работу созданных правительством структур по реализации шариатских законов. Шииты требовали, чтобы закят в их общине собирался не государством, а шиитским духовенством.

--------------------------------

<13> Вместе с тем значительная часть других активов - таких как депозиты в валюте, имущество корпораций, наличные средства и другие - подлежали обложению закятом на добровольной основе.

 

В итоге принятие Ордонанса "О закяте и 'ушре" было отложено и после долгих консультаций в него были внесены ожидаемые поправки. Шиитам и другим несуннитским течениям было разрешено толковать положения о налогообложении в соответствии с их религиозной традицией.

Главным органом, контролирующим сбор и распределение закята и отвечающим за иные вопросы, связанные с очистительным налогом в Пакистане, является Центральный совет по закяту. Возглавляет этот совет судья (действующий или бывший) Верховного суда Пакистана. Следующее звено представлено провинциальными советами, председатели которых должны быть членами Верховного суда провинции. Далее следуют окружные и районные советы. И, наконец, для каждого населенного пункта с числом жителей от 1000 до 7000 человек также предусмотрено создание местного совета.

В Судане в соответствии с Законом 1984 г. закят был объявлен обязательным государственным налогом. Наряду с закятом были введены и другие налоги, в том числе специальный налог, взимаемый с местных немусульман, а также с иностранных граждан, постоянно проживающих в Судане.

Всеми вопросами, связанными со сбором и распределением закята в стране занимается Палата по закяту. Однако долгое время положения указанного Закона не могли полноценно применяться из-за внутренних неурядиц. Так, на юге Судана, где с 1983 г. возобновилась гражданская война, закят фактически не собирается. Не способствует эффективному функционированию системы по сбору и распределению закята и затяжной конфликт в другой суданской провинции - Дарфуре.

Неудивительно, что закят со скота стал собираться в стране лишь в 1991 г. Более того, вплоть до 1991 г. Палата по закяту не могла полноценно собирать налоги на значительной части территории страны из-за все тех же внутренних вооруженных конфликтов. Большая часть поступлений от закята долгое время приходилась на восточные и центральные провинции Судана.

Палата по закяту практикует предоставление фермерам беспроцентных кредитов из фонда закята, что в принципе согласуется с позицией большинства современных мусульманских правоведов. После сбора урожая фермеры должны вернуть кредит <14>.

--------------------------------

<14> Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. P. 127.

 

Малайзия. Согласно Конституции Малайзии все вопросы, связанные с религиозными делами (в том числе с мусульманским правом и обычаями), отнесены к компетенции штатов (ст. 74 (2) Конституции Малайзии). В большинстве штатов страны принято законодательство, рассматривающее закят в качестве одного из обязательных налогов. Однако, несмотря на проводимую политику унификации законодательства, посвященного закяту, в разных штатах пока еще сохраняются различия в регулировании процедур взимания и распределения очистительного налога.

Вопросами закята в штатах занимаются местные исламские религиозные советы. В их рамках действуют специальные подразделения, именуемые байт ал-мал, департамент по закяту, комитет по закяту и т.д. Координацию данных подразделений на уровне федерации в целом осуществляет Отдел координации байт ал-мал при Департаменте исламского развития Малайзии, имеющем статус федерального агентства, подотчетного премьер-министру страны.

Закят в Малайзии полагается выплачивать с продуктов земледелия, товарных запасов, сбережений, других материальных ценностей и заработной платы. Однако, поскольку лица, отвечающие за сбор закята, не имеют доступа к информации о доходах и имуществе налогоплательщиков, де-факто обязательным является закят только с видимых активов. Распределяется закят среди 6 из 8 категорий упомянутых в Коране: невольники и должники исключены из числа получателей закята. Лица, отвечающие за сбор закята, финансируются из собранных средств <15>.

--------------------------------

<15> По мнению мусульманских правоведов, сборщик закята может претендовать на вознаграждение своего труда за счет части собранных средств, если соответствует следующим критериям: является дееспособным мужчиной-мусульманином, знакомым с предписаниями шариата относительно закята и годным для подобной работы (Monzer Kahf. Introduction to the Study of Economics of Zakah // Economics of Zakah / Ed. Monzer Kahf. Jeddah, 2002. P. 22).

 

Кроме того, в Малайзии давно взимается в качестве обязательного налога и закят ал-фитр.

Опыт Малайзии подтверждает, что в тех странах, где сбором и распределением закята занимаются негосударственные организации, функционирует более эффективная система, чем в странах, где очистительный налог отнесен к компетенции государственных структур.

 

Р.И.Беккин

К. ю. н.,

старший научный сотрудник

Института Африки РАН

Подписано в печать

11.11.2008

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: