Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2010-04-20

Законодательное положение и «особая роль» православия в российской истории


 

    Прежде чем, начать анализ действующего законодательства о религиях и их роли в истории России, хотел бы вкратце остановиться на ключевых принципах Православия как  вероисповедания.

Православие представляет собой одно из направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом.

    С 4 века нашей эры православие начало складываться как официальная религия Византийской империи, а с момента разделения христианской церкви в 1054 г. стало полностью самостоятельной религией в узком понимании этого слова.

Следует отметить, что православие не имеет единого церковного центра, существует несколько самостоятельных (автокефальных) православных церквей, каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности.

Вероисповедную основу православия составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание (решения первых 7 Вселенских соборов и труды отцов Церкви 2 - 8 вв.).

Основополагающие принципы православия сформулированы в 12 пунктах Символа веры (принят на Вселенских соборах в Никее в 325 г. и Константинополе в 381 г.).

   Важнейшие догматы православия - триединство Бога, Боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа.

   Изменять форму или содержание догматов нельзя.

В качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми признается духовенство.

Православие характеризуется весьма сложным культом, детали которого тщательно проработаны.

По сравнению с другими христианскими конфессиями богослужения в православии продолжительнее, значительная роль принадлежит религиозным праздникам, главным среди которых является Пасха.

На Руси православие появилось в 988 г. (Крещение Руси великим князем Владимиром).

Вначале Русская Православная церковь была составной частью Константинопольской церкви (метрополией), а с 1448 стала самостоятельной и с 1589 г. Предстоятель Русской церкви получил Патриаршее достоинство (до того будучи митрополитом).

Патриаршество было упразднено в царство Петра I, и Церковью с 1721 г. управлял коллегиальный орган - Святейший Синод.

   С 1917 года на Поместном Соборе святитель Тихон был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Согласно статистическим данным в Российской Федерации большую часть верующих составляют именно православные.

Каковы же основы взаимодействия религий с государством? Конституция Российской Федерации и российское законодательство определяют четыре основных принципа, на которых основано взаимодействие государства с религиозными объединениями.

   Во-первых, в соответствии с Конституцией "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч. 1 ст. 14).

   Во-вторых, "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ч. 2 ст. 14).

Основой для современных отношений между религиозными организациями и государством стало законодательство, сложившееся после принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, и в первую очередь Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". На нормативном уровне Закон внес ясность в содержание конституционных понятий "светское государство", "отделение религиозных объединений от государства", "равенство религиозных объединений перед законом".

   В-третьих, государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания <3>. Так, В.В. Путин отметил, что "государство с уважением относится ко всем традиционным и иным религиям, являющимся для многих наших граждан духовной опорой. И потому крайне важно, чтобы в обществе сохранялись межрелигиозный мир и согласие" <4>.

--------------------------------

<3> Преамбула Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".

<4> Выступление Президента России 19 ноября 2007 г. в Кремле на встрече с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества // http://www.kremlin.ru/appears.

   Но самое интересное, что четвертым принципом взаимодействия является «выделение» православия из общей массы религий. Как признано Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", приоритетным для государства во взаимоотношениях с религиозными объединениями является признание особой роли православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовности и культуры и выражение особого уважения к христианству, исламу, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

Не случайно 7 мая 2008 г. в беседе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Президент России Д.А. Медведев заверил духовного лидера, что "те особые доверительные отношения, которые сложились между государством и Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться во благо нашей Отчизны, во благо каждого проживающего в нашей стране человека" <2>.

--------------------------------

<2> См. преамбулу Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

 

   Какую же роль отводит законодатель РПЦ? Соотносится ли это с другими принципами взаимодейстия с религиозными организациями?

   «Де-юро» для нас, что в преамбуле комментируемого Закона указывается на признание особой роли православия в истории России, в развитии ее культуры и духовности.

На данное обстоятельство как на недостаток комментируемого Закона указывал в своем Заключении для Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Миронов О.О. <*>

--------------------------------

<*> См.: Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ "О проверке соответствия Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" международно-правовым обязательствам Российской Федерации" // Российская газета. N 77. 22.04.99.

 

    В частности, он отмечал, что "принятый 26 сентября 1997 г. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в основном отвечает международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства - участника Международного пакта о гражданских и политических правах и Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека.

   В преамбуле Закона (п. 1 - 3), как и в ст. 28, 19 (ч. 2) и 29 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, подтверждается право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.

В то же время ряд положений Закона вступает в противоречие с принципами, установленными упомянутыми международно-правовыми документами, и, соответственно, может быть опротестован гражданами при подаче жалоб в Европейский суд по правам человека.

   По сути дела, эти нормы и не могут действовать на территории Российской Федерации, исходя из примата над внутренним законодательством правил, установленных международными договорами, что предусмотрено Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15)".

   В Заключении указывается на то, что в комментируемом Законе "по сути закрепляется привилегированное положение отдельных религий", хотя в соответствии с общим международно-правовым принципом равенства всех религий, зафиксированным в ст. 14 Конституции РФ, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед законом.

   К подобным же нормам, как указано в Заключении, относятся и положения преамбулы комментируемого Закона об особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры и указание об уважении христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия России.

«У меня возникает два вопроса», - отмечает О.О. Миронов. «Во-первых, какие религии подпадают под определение "других" - католицизм, униатство или же, скажем, пятидесятники и молокане, которые также могут рассматриваться как часть исторического наследия России. Во-вторых, означает ли это неуважение к другим религиям, не поименованным в Законе, - конфуцианству, индуизму и т.п. - не являющимся частью этого наследия. При нынешних формулировках преамбулы строгого юридического ответа на эти вопросы не существует", - резюмирует О.О. Миронов.

Мне представляется, что в ближайшее время мы не станем свидетелями того, как законодатель внесет ясность в свое нормотворчество по данному вопросу. Очевидно и то, что подобные «пробелы законодательства» дают возможность трактовать неоднозначно место религии в нашем государстве, выделяя одни из них, и, ущемляя права представителей других.

   Меня как мусульманина особо интересует мнение самой Русской православной церкви на место других религий и в частности Ислама. Так, например, Феофан Затворник (почитаемый православными) говорит: «Истинная веротерпимость благоговейно чтит святую (православную) веру, ревнует о чистоте и славе ее, радуется возвышению ее…, но при этом дает место близ нее и другим верам, не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по нисхождению к заблуждающимся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего».

   Таковы правовые основы «особой роли» православия в нашей истории. Прошу читателя выводы делать самим.

 

Газиев Марат Рашидович

Председатель Местной религиозной организации мусульман Воронежа

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: