Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-11-17

Тюрьмы и места лишения свободы в Исламе


Многие задаются вопросом о том, когда же на свете появились первые тюрьмы и системы наказаний? В древнем Шумере, Ассирии или же древнем Египте? На Востоке или в Азии? На каком континенте? Думаю, для того, чтобы ответить на этот вопрос, первоначально нужно найти ответ на другой: когда люди начали грешить, проливать кровь, вести войны, воровать, посягать на честь и имущество ближнего?

Именно с появлением таких понятий, как закон и грех, скорее всего, и возникли наказания и тюрьмы. Ответы на все эти вопросы содержит Священный Коран.


На заре человечества, во времена первого прародителя людей, за ослушание Всевышнего, Адам (мир ему) и его супруга Хава впервые подверглись наказанию и заточению. Наказанием послужило выведение из вечного, благоухающего Рая, а местом заточения — неизведанная и враждебная планета Земля. Господь Милосерден к своим созданиям, поэтому Он не погубил их. Заточив Адама и его супругу на Земле, Он дал им возможность покаяться (совершить таубу) и обратно вернуться в Рай.

В Священном Коране говорится: «Мы сказали: «О Адам! Поселись в Раю вместе со своей супругой. Ешьте там вволю, где пожелаете, но не приближайтесь к этому дереву, а не то окажетесь одними из беззаконников». Сатана же побудил их споткнуться о него и вывел их оттуда, где они находились. И тогда Мы сказали: «Низвергнитесь и будьте врагами друг другу! Земля будет для вас обителью и предметом пользования до определенного срока». Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние. Воистину, Он – Принимающий покаяние, Милосердный» (Сура «Корова», 35-37 аяты).

Из этой истории мы извлекаем для себя величайший урок мудрости: заточение — это еще не конец, а наоборот, это начало для осознания грехов, перевоспитания и искреннего покаяния. До сих пор, каждый из нас, живя на Земле, находится в некотором заточении, мы узники тленного мира, разница между нами лишь в том, что кто-то, покаявшись, возвращается к Всевышнему, а кто-то нет.

Тюрьмы, исправительные колонии также являются местами заточения, созданными руками людей для наказания и перевоспитания категорий граждан, отступивших от закона. И цель этих учреждений та же: побуждение людей к покаянию и исправлению. Люди, содеявшие различные неполноправные поступки и пребывающие в местах лишения свободы, должны осознавать тот факт, что ими совершено двоякое преступление — преступление по отношению к Господу и Родине.

Религия Ислам, как религия мира и справедливости, требует от общества порядка и дисциплины. Сеющие добро награждаются в обоих мирах, сеющие же смуту и не справедливость должны быть наказаны в этой и будущей жизни. Ислам против легализации людских пороков, наркотиков и преступных, греховных деяний. В Писании Аллаха проклинаются народы, творившие злодеяния и бесчинства.

«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия» (Сура «Корова», 205 аят); «Они преступали границы дозволенного на земле. И распространяли на ней много нечестия. Тогда твой Господь пролил на них бич мучений» (Сура «Заря», 11-13 аяты); «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Сура «Совет», 40 аят); «А если ты опасаешься измены со стороны людей, то отбрось договорные обязательства, чтобы все оказались равны. Воистину, Аллах не любит изменников» (Сура «Добыча», аят 58); «А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель» (Сура «Гром», 25 аят); Всевышний Аллах повелевает не преступать рамки закона, ибо это влечет за собой тяжкие последствия: «Таковы ограничения Аллаха. Не приближайтесь к ним» (Сура «Корова», 187 аят).

При наличии исламского государства, верховного судьи-казыя, свидетелей, Господь повелевает применять по отношению к преступникам определенные меры наказания. Они зависят от характера и тяжести преступления. В богословских книгах по исламской юриспруденции (фикха), мусульманские ученые создали целый раздел под названием «Наказания» («Худуд»), где представлена классификация преступлений.

В Исламе существует понятие тюрем и мест лишений свободы. К примеру, человек, умышленно отказывающийся от выполнения молитвы, по мнению авторитетного ученого Абу Ханифы, должен быть заточен в тюрьме до тех пор, пока не покается и не станет молиться. Совершившие средние и тяжкие преступления берутся под стражу до вынесения решения суда.

Во времена благословенного Пророка Мухаммада (мир ему) тюрьмы возможно и были, но каких-либо источников по данной проблематике нет. Общество, где родился и жил Пророк (мир ему), возглавлялось советом старейшин, каждый род нес полную ответственность за своего сородича. В примитивном, средневековом обществе арабов, в V-VI вв, естественно не было воспитательных и исправительных институтов. Каждый человек в лицо знал жителей Мекки.


Арабы того периода при поиске преступников использовали сыщиков. Так при Хиджре в лучезарную Медину неверующие в лице курайшитов наняли опытных сыщиков, чтобы поймать Пророка Мухаммада (мир ему). Людей, нарушивших те или иные законы, содержали в храмах до вынесения приговора.

Первые мусульмане Медины, создавшие прототип исламского государства, в качестве тюрем использовали мечети. В мечетях находились и военнопленные. В те времена не было понятия лишения свободы, как элемента наказания. Если ловили виновного, суд происходил на месте или в течение нескольких дней, и после суда его сразу же наказывали и отпускали на свободу.

В мире чуть ли не везде, вплоть до XVIII в., преступники подвергались либо смертной казни, либо пыткам. В первой половине XVII в. в Англии парламент преподнес королю Петицию о праве. Лорды и священники критиковали короля за применение по отношению к преступникам средневековых, ужасных пыток. В Европе вплоть до XVIII в. человеку за воровство отрубали руку, пальцы, некоторых вешали.

Ислам является гуманной религией. В этой религии есть понятие закона, свидетелей, суда и судьи. В отличие от других конфессий, исламские ученые, опираясь на Священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада (мир ему), разработали уникальный свод правовых и теологических нормативов, призванных защищать права людей, проживающих в исламском государстве, и регулировать их повседневную жизнь. Мусульманскими богословами и правоведами были написаны тысячи и тысячи книг по Шариату.

В средневековом мире мусульманские государства были примером подражания для Европейских стран. В халифатах расцветала наука, переводились труды античных философов, университеты были полны студентами не только из исламских стран, но и из христианской Европы. Люди не боялись передвигаться внутри страны, магазины и торговые лавки не запирались, что указывает на очень низкий показатель преступности.

Скорее всего, в исламских государствах тюрьмы, как государственные учреждения появились во времена второго халифа Умара бин Хаттаба (да будет доволен им Аллах), в период возвышения и расцвета халифата. Во время военных столкновений с Персией хлынул поток пленных, дезертиров и провокаторов. Нередко внутри страны давали о себе знать мятежники, родоначальники Хавариджей, и всех их до суда нужно было где-то содержать. Так, в Исламе возникли первые места лишения свободы.

Главный имам-хатыб нижегородской мечети им. муфтия Абдулвахида Сулеймани Мунир Беюсов
«Ислам в РФ»

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: