Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-19

Завершение земной жизни Пророка


 Ислам занял прочное место в политической и регигиозной жизни Аравии, стал господствующей религией всего Аравийского полуострова.  Многие государства, находившиеся за пределами Аравии, уже услышали о новой вере и ее  Проповеднике. Слава о его духовной силе и абсолютной власти над умами и сердцами десятков тысяч людей шла далеко впереди. Конечно же, были и те, кто не был рад столь  стремительному росту числа мусульман и укреплению мощи нового государства, и не оставляли своих провокаций и попыток ослабит общину мусульман.

Не прекращался поток  делегаций к Пророку из различных земель, посланники народов приходили к Пророку, узнавали то, что  интересовало их о вероуставе, который проповедовал Пророк. Неустанно и с глубоким  вниманием беседовал он с каждым, кто искал ответов на свои вопросы, принимал каждого, кто хотел узнать об Исламе, вне зависимости от того, кем был по статусу и материальному достатку пришедший. Врата мечети, где Пророк ежедневно принимал десятки, а то и сотни людей, не закрывались никогда, делегации, местные жители, асхабы беспрестанно приходили к Пророку, кто за советом, кто со своей бедой, а кто и просто для того, чтобы услышать слово поддержки и отеческой любви, с которой Пророк относился к каждому человеку.

Однако вскоре после возвращения в Медину Пророк Мухаммад, сас, почувствовал ухудшение здоровья, у него начались очень сильные головные боли в височной части головы. Супруга Пророка, праведная Айша, рассказывала потом, что боли эти, по всей видимости, были очень сильны, ибо Пророк никогда не жаловавшийся ни на какие недуги, здесь не в силах был терпеть и несколько раз обмолвился ей о том, как мучали его эти боли. Но, несмотря на это, он еще продолжал возглавлять молитву в мечети и принимал ежедневно десятки людей. Однако еще через несколько дней  к головным болям добавился и отек ног, Пророк Мухаммад, сас, с трудом мог передвигаться и стал терять сознание.

По сведениям, переданным со слов сподвижников и супруг Пророка, он стойко переносил физические страдания, утешая встревоженных сподвижников и супруг, говоря, что Аллах так очищает его от грехов. Когда Пророку стало совсе плохо, он извинился перед женами, ибо силы покинули его, и он не мог уже долго говорить и проводить с ними долгое время и попросил отнести его в покои Айши. Чувствуя приближение  ухода из этого мира, Пророк Мухаммад, сас, попросил принести ему все наличные деньги, имевшиеся у него, когда собрали все имевшееся, оказалось, что все его денежное богатсво составляло 7 дирхемов, которые Пророк попросил в тот же день раздать нуждающимся и беднякам. Кроме денег у Пророка было еще и скромное имущество, которое он частично поделил между супругами и асхабами, частично  повелел отдать нуждающимся и путникам, оставшимся без средств.

Все, что осталось в доме Пророке в момент его смерти, свидетельствует, сколь  скромен был Пророк при жизни и как мало внимания уделял он своему благосостоянию и собственным мирским благам. Пророк Мухаммад, сас, всегда жил очень просто и скромно, даже когда стал самым могущественным правителем в Аравии. Он никогда не  любил роскошь и довольствовался только самым необходимым, в его доме часто нечего было есть.  У него всегда был только один комплект одежды, и даже когда сподвижники уговаривали его одеть что-либо нарядное и богатое, он отказывался, предпочитая  простые ткани, которые были доступны всем людям. И если ему приносили подарки, то он, по обычаю, тотчас же раздавал их бедным или асхабам, зная об их нуждах.

После смерти в доме Пророка остались лишь  несколько его одеяний, два ковра, несколько предметов утвари, расчестка, ножницы, мисваки и тахта, на которой он спал, да еще серебряная печать Пророка, на которой было написано «Мухамад Посланник Аллаха». Эту печать и после смерти Пророка использовали в документах первый халиф Абу Бакр, а позднее халифы Умар и Усман.

Не чувствуя уже сил руководить молитвой Пророк поручил обязанности имама Абу Бакру. Возле него постоянно находила супруга Айша и единственная оставшаяся к тому времени в живых дочь Фатима. Видя страдания отца, она беспрестанно молилась, прося Аллаха облегчить боли отца. Как то, увидев слезы на ее глазах, Пророк сказал ей: «Любимая моя доченька, не тревожься так, после сего дня  не будет у меня более никогда мучений». И, попросив ее склониться к нему, Пророк стал тихо говорить ей что-то на ухо, и Фатима вдруг зарыдала, но потом  улыбнулась. Как рассказывала позднее дочь Пророка, праведная Фатима: «Посланник Аллаха знал о своем уходе из этого мира и сказал, что завтра его не станет, и это стало причиной моих рыданий, но потом  он сказал, что я буду первой из его оставшейся семьи, кто придет к нему в иной мир, и поэтому я улыбнулась и обрадовалась». Праведная Фатима умерла через шесть месяцев после смерти отца, Пророка Мухаммада, сас.

На протяжении нескольких дней болезни Посланник Аллаха все же находил в себе силы встречатся с асхабами, но все более слушал их и говорил им, как радуется его душа рядом с ними. Из воспоминаний асхабов до нас дошло несколько его речей,  коротких проповедей, обращенных к асхабам в последние дни перед смертью, в которых просил их быть братьями друг другу и помнить о кратости земного бытия и близости дня встречи с Аллахом. Текст последнего наставления Пророка асхабам накануне смерти приводится в исламской традиции так:

«Вы тревожитесь о том,  что я уйду  из этого мира. Но ведь ни один Пророк не остался навечно со своим народом на земле, так как же я могу остаться. Я вскоре встречусь с Всевышним Господом  и я достоен этой встречи более, чем вы. Я был милосерден и заботлив к вам. И вы вновь встретитесь со мной. И местом нашей встречи будет берег источника Кайсар, что в Раю Аллаха. И кто из вас хочет той встречи там, пусть хранит свои руки и уста от зла.
О люди!

Грех и дурные намерения  могут стать причиной утраты всех благ. Если же народ будет благочестивым и благодарным Аллаху, то и правители их будут такими. Если же народ будет дурным, то и правители станут дурными».

Через несколько дней болезни Пророку стало значительно лучше, он вышел к утреннему намазу. Абу Бакр, который возглавлял молитву, тотчас уступил свое место имама Пророку, но Посланник Аллаха, сас, попросил его остаться во главе уммы, а сам все время молитвы сидел рядом.  Он общался  к мусульманам, собравшимся в мечети. Сердце его радовалось, видя  прекрасную общину мусульман, стойких в вере и всем сердцем преданных Богу. Пророк радовался и тому, каким достойным продолжателем его призыва стал Абу Бакр, его самый близкий и давний друг, прошедний с ним через самые трудные испытания.

  Лицо Пророка, сас, сияло чистотой и свежестью. Радость мусульман от выздоровления Пророка была столь бурной, что, как вспоминали асхабы, они чуть было не забыли о том, что должны совершить молитву. Улучшение состояния Пророка обрадовало и окрылило всех, жизнь уммы вновь оживилась, все вновь с воодушевлением приступили к исполнению дел, которые назначил им Пророк. Болезнь  Пророка, действительно, очень сильно  тревожила сердца мусульман, и, увидев его утром в мечети окрепшим, сердца людей наполнились невероятной радостью.
Посланник Аллаха особенно долго молился в тот день, вспоминая  асхабов, погибших при Ухуде, и по завершении молитвы вдруг сказал:

«Аллах предложил одному из своих рабов выбрать между этим миром и тем,  который у Аллаха, и он выбрал тот, который у Аллаха».

Из всех собравшихся, очевидно, лишь Абу Бакр понял смысл этих слов и вдруг зарыдал, осознав, что Пророк говорит о своем уходе из этого мира, но Пророк обнял его и стал успокаивать друга и брата.

А после повернулся к собравшимся в мечети и звучным голосом, как будто и не было нескольких дней тяжелой болезни, воззвал к асхабам:

«О, люди! Зажжен уж Огонь. Фитна  уже близко, как близок мрак ночи. Помните, я дозволял и призывал вас лишь к тому, что дозволял и к чему призывал Коран».

Даже в последние часы жизни не оставил он  своей миссии – воспитания своей уммы и укрепления их веры, Имана.

Пророк, покинув мечеть, направился  в покои праведной Айши. По свидетельству благословенной Айши, супруги Пророка, к полудню ему стало плохо, он попросил ее  помочь ему сесть. «Я посадила его так, чтобы он опирался на меня,  положила руку ему на голову. Последние слова, что  я услышала из его уст: Илер рефики-ль агля, Илер рефики-ль агля (К самому высокому другу иду, к самому высокому другу). И тут голова его как-то повернулась, и моя рука упала с нее, и изо рта Пророка мне на руку упала холодная капля, и он опустился на кровать. Сначала мы подумали, что у Пророка обморок, но прошло довольно много времени, а он все не приходил в себя». Рядом с Пророком в то время был Умар, от также до последнего надеялся, что у Пророка обморок и он вот вот придет в себя, но  когда в дом вошел Мугира и увидел лицо Пророка, он промолвил:

«Умер Посланник Аллаха, да благословит его и приветствует, о Умар!»

Умар, пораженный этими словами, стоял в растерянности, отказываясь понимать и верить в слова Мугиры, он было начал со слезами кричать на Мугиру, чтобы тот перестал говорить о смерти Пророка, но вскоре пришел и Абу Бакр,  который снял покрывало, что укрывало  Пророка, сас, посмотрел на него и, встав на колени, поцеловал Пророка в лоб и зарыдал, в сердцах воскликнув:

«Умер Посланник Аллаха. О брат мой, который был мне дороже отца и матери. Аллах, в Чьей власти всякая душа, забрал  этого великого человека. Теперь и ты вкусил смерть, что Аллах уготовал для тебя и не познать тебе другой смерти. Да пребудет мир над тобой и благословение Всевышнего».

Абу Бакр, ближайший из сподвижников Пророка, свидетельствовал окончание земного пребывания благословеннейшего Господнего Посланника – Пророка Мухаммада.
Пророк Мухамад, сас, закончил свой земной путь и перешел в иной мир 12 раби-авваля (8 июня) 632 года, в тот же день, что и родился. И возрадовались ангелы, приветствуя его, и заплакали люди, что покинул он их…

Невероятность события – смерть посланника Аллаха, как обычного человек, потрясла всех. Весть мгновенно разлетелась по городу и жизнь в Медине словно остановилась. Люди были в растерянности, и никто не понимал, как жить без Пророка.  Умар, вышедший к мусульманам в мечеть, стал громко обращаться к мусульманам, отчаянно утешая их и себя, говоря, что душа Пророка лишь на какое-то время покинула их, но вскоре он вернется к своей общине, ибо он еще не выполнил своего долга перед Всевышним и многое ему еще следует сделать, ведь Пророк должен умереть последним из всех.  В это время к толпе в мечети приблизился Абу Бакр и попросил Умара успокоиться, но Умар находился в таком сильном потрясении и возбуждении, что даже не слышал его слов. Умар, мир ему, как ребенок,  не желающий принимать то, что доставляло ему сильную душевную боль, пытался в потоке слов и убеждений  отдалить осознание свершившегося. Но люди, узнавшие голос Абу Бакра, повернулись к нему и в растерянности и смятении стали ждать, что он скажет им.
Абу Бакр же, утирая слезы, бурно скатывавшиея по щекам, сказал:  «Умар, брат мой, успокойся и прими это. О люди, если кто из вас поклонялся Мухаммаду, то знайте, Мухаммад, истинно, умер. Но если вы поклоняетесь Аллаху – то Аллах Извечен и Вечноживущ», и произнес аят Корана, который был ниспослан Пророку после битвы при Ухуде, когда мусульмане поддались панике и побежали с поля боя, услышав, что Пророк убит:

И Мухаммад - не больше чем посланник. И до него приходили многие Пророки. И если он умрет или убит будет сейчас, ужель вы обратитесь вспять?  Отступники ни в чем не повредят Аллаху. Но благодарным же сполна воздаст Аллах. (Сура «Али Имран», 3:144)

И эти слова вдруг обнаружили шокировавшую всех истину: община внезапно осталась без вождя, который руководил каждым их шагом, к которому они обращались в любом своем деле и тревоге последние десять лет,  который был для них самым надежным, самым дорогим, доверенным и самым любимым учителем, наставником, ибо он объединял в своем лице вероучителя, имама, брата, отца, политического вождя и верховного судью.

В толпе воцарилось оцепенение, словно бы никто не знал раньше этого аята Аллаха, что произнес сейчас Абу Бакр. Расходясь из мечети, люди стали  повторять слова Господнего аята,  и в городе, то здесь, то там были слышны слова Аллаха, которыми мусульмане поддерживали друг друга  в этот тяжкий, горестный для всех день. Праведный Умар позднее рассказывал:

«Когда я услышал этот аят, я был потрясен, у меня подкосились ноги, и я без сил опустился на землю, я не хотел в это верить, но я понял, что Посланник Аллаха умер».  

Город погрузился в горестное молчание, Али, Зубайр и Талха остались в доме Талхи. Остальные мухаджиры собрались возле Абу Бакра, вскоре до Абу Бакра дошла весть о том, что мединские ансары начали споры о том, кому следует стать приемником Пророка, и он повелел собрать совет. После совета, на котором присутствовали все мухаджиры, ансары и вожди всех мединских племен, было решено, что самым достойным из них преемником Пророка является Абу Бакр. На следующий день после смерти Пророка жители Медины присягнули на верность Абу Бакру, как преемнику  призыва  Мухаммада. Так община мусульман обрела нового главу, «заместителя Посланника Аллаха» что в арабском языке звучит как халифа расули-л-лах, или просто халифа.

В тот же день, после общей присяги, началось прощание с Пророком. Племянник Пророка Али совершил погребальное омовение тела Пророка, ему помогали дядя Пророка Аббас с сыном Фадлем. Затем тело Пророка обернули в белый саван. Мусульмане Медины и всех окрестных селений, съехавшихся в Медину, пришли проститься с Пророком; все желающие, и мужчины, и женщины и дети, группами входили в комнату Айши, где около тела сидели ближайшие родственники и вдовы Пророка, совершали намаз возле тела и выходили через другую дверь. Именно так повелел совершать джаназу – погребальную молитву Пророк.  Когда же некоторые из людей, пришедших проститься с Пророком, спросили Али, можно ли совершать молитву без имама, Али ответил: «Не тревожьтесь об этом, Посланник Аллаха был вашим имамом при жизин, будет он вашим имамом и после ухода из этого мира».
Асхабы не могли решить, где следует похоронить Пророка, некоторые говорили, что его следует похоронить на родине в Мекке, некоторые говорили, что в Иерусалиме, городе Пророков или в Медине рядом с могилами его асхабов. Но когда Абу Бакр огласил хадис Пророка «Пророки Аллаха погребаются там, где смерть застигнет их», все споры утихли, могила была вырыта в комнате благословенной Айши, где Аллах забрал его душу и тело Пророка было предано земле. 

Пророк Мухаммад, Посланник Аллаха умер, но он оставил мусульманам Истину,  Книгу Всевышнего Творца и Сунну, и тех, кто искренне и преданно следовал этому закону Творца, ничто и никто не сможет сокрушить.

Так закончился земной путь Пророка Мухаммада, сас, проведшего свою жизнь в неустанном труде и стремлении пробудить души людей к  нравственному совершенствованию и абсолютному преданию себя Богу.

Он был человеком, который никогда не претендовал на некие сверхспособности или чудеса, которые были приписаны ему в послествии в следующих поколениях. Сила его личности и сила его веры проявляется  в колоссальном размаха и масштабе его деятельности и свершений. Движение, которое он начал своими проповедями, продолжает крепнуть и расширяться и по сей день.

Его личность и достойнейшие деяния, отвага и бесстрашие в самых трудных испытаниях, высшее самопожертвование сохранят свою актуальность и совершенный пример на все времена.

Принципы  и заповеди, которые он разъяснял людям, стали примером для всего человечества. Он был единственным из людей в истории мира, достигшим таких грандиозных свершений в религиозном и социальном преобразовании мира.
Верные асхабы, сповижники Пророка, продолжая призыв Пророка, всего за несколько десятилетий донесли Ислам до великих широт и далей, свет Ислама озарил весь мир и свершился Господний обет. Ислам, как завершаюший Господний вероустав, распространился по всему миру, и сегодня нет ни одного уголка мира, куда бы не доходила весть об Исламе, последнем из Господних откровений, ниспосланных человечеству…

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: