Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-08-15

Человеческая свобода с точки зрения ислама


Ислам утверждает принцип свободы. Этот принцип особенно четко раскрывается в известном восклицании халифа Умара, да будет доволен им Аллах: «Как вы смеете порабощать людей, когда они родились свободными?!»

В тот период, когда люди были порабощены в интеллектуальном, политическом, социальном, религиозном и экономическом плане, Ислам пришел установить свободу вероисповедания, свободу мысли, свободу слова и свободу критики. Ислам строго запрещает принуждение людей к принятию того или иного убеждения, той или иной религии.

Аллах Всевышний говорит по этому поводу: «Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих?» (Коран, 10:99). Этот аят был ниспослан в мекканский период. Что же касается мединского периода, Аллах также ниспослал: «Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Коран, 2:256).

Этот исламский принцип свободы не появился, как результат постепенного развития общества и осознания им своей потребности в нем. Этот принцип является утвержденным свыше, ниспосланным для блага людей, для их возвышения на земле.

Ислам также гарантирует свободу слова и критики. Даже более того. Он рассматривает их как обязанности, когда дело касается интересов всей Уммы, исламских нравственных и иных ценностей. В таких случаях Ислам возлагает обязанностью на каждого мусульманина озвучивать проблемы, обнародовать истину, не боясь никого, кроме Аллаха.

Ислам возлагает обязанностью на мусульманина предписывать одобряемое и исправлять порицаемое. Поощрять и поддерживать каждого, кто творит благое, и обличать каждого, кто творит зло. В этом случае свобода слова и критики считается обязанностью, а не только простым правом тех, кому она предоставлена.

Не в правилах Ислама ограничивать свободу слова, удерживать людей от свободного выражения своих мнений, ограничивать свободу человека в сфере вероисповедания, подобно тому, как поступал фараон, который, считая, что человек может уверовать лишь с его «высочайшего» соизволения, сказал своим жрецам: «Неужели вы поверили ему без моего соизволения?» (Коран, 20:71).

Вышеприведенное выражение Умара, да будет доволен им Аллах, подчеркивает такой основополагающий аспект свободы, дарованной человеку, как ее неотъемлемость с рождения человека. Именно в таком виде она была воплощена в обществе во времена сподвижников Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, праведных халифов, имамов, султанов и вплоть до завершения Османского периода.

Затем пришел период, когда мусульмане, в целом, отклонились от пути своей религии, восприняв Шариат, как отсталую правовую систему, ограничив сферу его применения только семейными делами.

Сегодня долгом каждого мусульманина является взять на свои плечи ответственность оживления Ислама, призывая людей применять Ислам, переводить его предписания в практические дела. Им следует делать это с мудростью и обходительностью, чтобы не отпугивать людей, привлекать их к Исламу, а не отталкивать их от него.

Но относительно применения Шариата встает вопрос: «Должно ли его применение утверждаться насилием, убийствами и мятежами против существующих режимов?» Конечно же, нет. Решение данного вопроса требует от нас новых методов работы, укрепляющих и усиливающих исламский призыв. Это, конечно же, требует от нас должного исламского воспитания Уммы, терпения всех испытаний и бедствий на этом пути до тех пор, пока по воле Аллаха Его религия не будет возвышена и полностью воплощена на практике.

Нам следует помнить, что превращение Ислама в самый активный и результативный фактор нашей жизни требует с нашей стороны терпения, стойкости и упорства. Аллах Всевышний говорит по этому поводу: «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Коран, 47:31)

Передается, что Имама аш-Шафии однажды спросили: «Что лучше – быть подвергнутым испытаниям (получая духовную закалку) или обрести через Аллаха превосходство (на земле)?» На что тот заметил: «Не будет превосходства, кроме как через испытания».

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, дал оценку тем, кто придерживается заповедей Ислама и сносит все испытания и тяготы на этом пути. Передается, что он сказал: «Будут дни терпения после вас. Тот, кто будет проявлять терпение, получит награду в пятьдесят раз большую, чем каждый из вас».

Его спросили: «В пятьдесят раз большую, чем каждый из нас, или, чем каждый из тех, кто последует за нами?» На что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Больше, чем каждый из вас» (ат-Табарани). Эта великая награда обещана тому, кто придерживается заповедей Ислама и следует путем Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Аллах Всевышний говорит: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 3:200).

Но Аллах Всевышний знает лучше.

 

Юсуф аль-Кардави

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: