Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-07-31

Мечеть в современном мире


О том, что мечеть является домом Аллаха (байту-Ллах), известно, наверное, каждому мусульманину. Мечеть, как место поклонения, как прибежище, как место сбора верующих, настолько прочно вошла в исламскую культуру и даже национальную культуру мусульманских народов, что природа этого института воспринимается как нечто незыблемое, раз и навсегда установленное, не должное подвергаться каким-либо изменениям.

Однако в последние годы все большее количество мусульман, в первую очередь в западных странах, начинают осознавать, что для того, чтобы мечеть продолжала выполнять свои основные функции в новом, стремительно развивающемся мире, мусульманам непременно следует разработать и взять на вооружение новую концепцию развития этого института.

Значение мечети


Роль мечети в Исламе, не ограничивается только служением в качестве места для выполнения исламских ритуалов. Она, кроме этого, призвана играть очень большую социальную и политическую роль. Более того, совместные молитвы в мечети учат мусульман единству. Мечеть также служит местом встречи, где верующие могут обсуждать свои проблемы и пытаться найти решения для них.

Аллах Всевышний говорит: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом» (Коран, 24:36).

Шейх Мухаммад аль-Газали, выдающийся египетский ученый (да пребудет с ним милость Аллаха) утверждал: «Выражение «дома, которые дозволил воздвигнуть» в вышеприведенном айяте – это места, где люди поклоняются Аллаху, которые прежде были обычными участками земли без всякого ограждения, а впоследствии они стали представлять собой огражденные пространства, куда могли зайти только совершившие омовение».

Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) отмечал, что, конечно, у каждого в доме найдется место для молитвы, но если люди перестанут ходить в мечеть и начнут совершать намазы дома, то они оставят Сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение). А если это произойдет, то мусульмане непременно собьются с верного пути.

Большинство правоведов согласны с мнением, что коллективная молитва в мечети считается установленной Сунной, а сплочение и объединение мусульман, которому способствует посещение домов Аллаха, является одной из целей Ислама.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Коллективная молитва превосходит одиночную в 27 раз. Каждый, кто совершит должным образом омовение, а затем направится в мечеть, его каждый шаг будет стирать одно из его плохих деяний и возвышать его степень (в Раю). Если он войдет в мечеть и приступит к молитве, ангелы будут молить Аллаха простить его и ниспослать ему Свою милость, произнося: «О, Аллах! Помилуй его и прости!» И каждый ожидающий очередной молитвы будет продолжать получать награду, подобную той, которая даруется за совершение молитвы».

Таким образом, Ислам противостоит тем, кто претендует на то, чтобы считаться верующим и в то же самое время избегает общества, говоря о том, что они, якобы, являются более благочестивыми, нежели окружающие, и общение с людьми, якобы, ослабляет их веру.

Возможно, именно о них говорил Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), когда его спросили о человеке, который постится и выстаивает все ночные молитвы, но не посещает пятничную молитву в мечети и не присоединяется к коллективным молитвам. Он ответил, что поступающий подобным образом будет среди тех, кого бросят в пламя Ада.

Сплачивание верующих

При этом предназначение мечетей не столько в том, чтобы просто собирать верующих. Дома Аллаха призваны побуждать людей к взаимодействию друг с другом на основе братства, сотрудничества, взаимопомощи и стремления к довольству Всевышнего.

Каждый мусульманин должен пытаться достигнуть подобного уровня отношений с другими и отринуть самодовольство, которое еще удерживает его от более тесного общения со своими братьями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах поддерживает тех, кто стремится к единству, а те, кто отходит от общины, будут брошены в Огонь».

Одним из предназначений мечети является также воспитание в мусульманах чувства единства, сплоченности, коллективной дисциплины, так, чтобы умма представляла собой единое, крепкое тело. Вклад мечети в данное воспитание начинается с дисциплины выравнивания рядов, которому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал очень большое значение.

Ибн Мас’уд передает что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Выстраивайтесь в линию и становитесь плечом к плечу. Не оставляйте (между собой) промежутков для шайтана, в которые он может проникать. Каждый, кто заполнит промежуток в ряду, Аллах вознаградит его. А каждый, кто разорвет ряд, Аллах отвернется от него».

Очень ярким примером подобной сплоченности рядов мусульман, воспитанной мечетью, является описанное в исторических хрониках поведение приверженцев Ислама во время покорения Персии. Мусульманские отряды подходили к реке, чтобы напиться из нее, стройным и неразрывным рядом. Если у одного воина выпадала из рук чаша, которой он зачерпывал воду, оставшийся ряд терпеливо ожидал его, пока он не выловит ее обратно. Только после этого они вместе продолжали свое движение.

Необходимость в развитии новых подходов

Однако тот факт, что мечеть играет столь значительную роль в воспитании мусульманской личности и общества, является неотъемлемой частью исламской культуры, ни в коей мере не означает того, что сам облик дома Аллаха, порядок организации его деятельности, взаимодействия с обществом являются раз и навсегда заданными, неизменяемыми и застывшими моделями.

Наоборот, мечеть и ее деятельность развивались вместе с исламским обществом. К примеру, как явствует из слов шейха Мухаммада аль-Газали (да пребудет с ним милость Аллаха), первоначально мечети представляли собой простой участок земли, затем их начали огораживать невысокими стенами, накрывать пальмовыми ветвями, а затем и возводить добротные и просторные здания.

Даже такие, казалось бы, неотъемлемые элементы, как минбар и минарет, не существовали в первых мечетях, а появились со временем, по мере того, как в них начала ощущаться потребность. В сегодняшние же дни инфраструктура мечетей дополняется такими новыми вещами, как аудиосистемы для усиления звука, электронные табло, показывающие время намаза, учебные классы, лекционные залы, исламские магазины, кафе-халяль, автомобильные парковки и проч. вплоть до фитнес-центров.

Современные мусульмане выдвигают все более детальные предложения по дальнейшему развитию инфраструктуры мечети – расширению молитвенных залов, парковочных пространств, составления более удобных и гибких графиков учебных и лекционных занятий.

Огромное значение, особенно в западных странах, сегодня придается проведению различных ознакомительных мероприятий для немусульман с целью предоставления им как можно более полного представления о предназначении мечети, ее роли в жизни мусульман, о природе исламской религии и мусульманской культуры. Проводятся экскурсии по мечети для всех желающих, дни открытых дверей, ознакомительные видео-показы, семинары, лекции и проч. В данном начинании активисты и администрация мечетей применяют все свои знания в области менеджмента, администрирования, фандрайзинга, маркетинговых технологий, рекламных кампаний и т. д.

Подход, ориентированный на прихожанина

Девиз бизнеса в сфере продаж и предоставлении услуг гласит: «клиент всегда прав». Нельзя, конечно, утверждать, что данный подход без оглядки применим к деятельности мечети. Но, тем не менее, мы вынуждены признать, что тоже прихожанин является своего рода клиентом. И руководство дома Аллаха ответственно за то, чтобы удовлетворить его потребности.

Таким образом, пишет американский автор Альтаф Хусейн, ориентированный на прихожанина подход можно определить как образ осмысления, управления и оценки деятельности мечети на каждом уровне, способствующий тому, чтобы посетитель мечети был максимально удовлетворен качеством предлагаемых услуг.

Мужчины и женщины приходят в мечеть каждую пятницу, преисполненные желания внять призыву Аллаха, как Он приказал в Коране: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (Коран, 62:9).

Ценить время прихожан

Люди предпринимают искренние попытки подстроить распорядок своего рабочего дня под пятничную молитву для того, чтобы успеть на нее, зачастую в свой короткий обеденный перерыв. В условиях современных городов, особенно на Западе и в России, где мечетей не так много, как, например, на Ближнем Востоке, и находятся они порой весьма далеко от места работы многих верующих, а пятница не является выходных днем, мечети должны взять на вооружение принцип ценить время своих прихожан.

Более конкретно это выражается в том, чтобы не затягивать пятничные проповеди, не удлинять чрезмерно саму молитву, создать прихожанам более удобные условия для быстрой парковки автомобилей и беспрепятственного выезда с территории, для входа и выхода из мечети без образования огромных толп у единственно открытых дверей и т. д.

Если Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сокращал коллективную молитву из-за плачущего ребенка, или, осознавая, что за ним могут молиться престарелые люди, почему современные имамы не могут учесть такой фактор, как страшный дефицит времени современных мусульман, живущих в мегаполисах и вынужденных выкраивать время на пятничную молитву с таким большим трудом?

Кроме того, в каждом действии мусульманина должно присутствовать стремление к достижению высокого качества. Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Если ты за что-то берешься, то делай это хорошо». В этом отношении управление мечетью не является исключением. В каждом деле служащим дома Аллаха необходимо стремиться к достижению самых высоких результатов, поиску наиболее квалифицированного и подготовленного управленческого персонала для развития программ, которые соответствуют и отвечают нуждам прихожан.

Руководство и работники мечети должны быть способны к выработке креативных решений, к привлечению каждого прихожанина к решению проблем. В отношении того же вопроса парковки автомобилей, можно задействовать добровольцев из числа прихожан для регулирования въезда и выезда с парковки. Если для всех автомобилей не хватает места, то резонно попытаться решить вопрос за счет аренды на пятничный день парковочных мест, принадлежащих близлежащим учреждениям. В любом случае за решение данного вопроса должным образом несет ответственность сама мечеть и ее община.

Кроме того, пятничные проповеди, лекции и уроки обязаны быть профессионально подготовленными на высоком качественном уровне. Нынешняя ситуация диктует такие условия, которые не оставляют места для дилетантизма.

Проповеди и уроки должны преподноситься подготовленными и знающими людьми, разбирающимися в тех вопросах, о которых они говорят. Кроме того, этим людям следует владеть той культурой речи, обращения и манерой подачи материала, которые приняты в данном обществе и могут быть легко восприняты прихожанами.

Темы, подбираемые для пятничных проповедей и лекций, должны быть также интересными и касаться проблем, волнующих прихожан. Ни один из посетителей мечети не может подвергаться грубому обращению, окрикам, недопустимо, чтобы он почувствовал себя униженным, невежественным и некомпетентным.

Ответственность за это несут имамы и вся община конкретной мечети. Ведь плохое обращение может оттолкнуть человека от Ислама.

Мечеть должна быть центром социальной активности

Мечеть должна восстановить свой статус центра общественной жизни мусульман. В основном ее функции сегодня сместились в сторону исключительно религиозно-духовную. Доходит до того, что в некоторых мечетях не проводится ничего, кроме намаза.

Между тем, мечеть – это не только религиозный центр, не только место для намаза, но и социальный, культурный, научный, образовательный и политический центр мусульманской общины. В доме Аллаха исламская жизнь должна бурлить в самом хорошем смысле этого слова.

Сегодня зачастую получается так, что многие исламские организации вынуждены ютиться в крохотных помещениях, тратя на аренду их огромные деньги, в то время как мечети стоят пустыми. Это ненормальная, нездоровая ситуация. Именно в мечетях должна сосредотачиваться вся исламская активность.

Тогда прихожанин, совершив намаз в мечети, сможет найти для себя занятие по душе: послушает лекцию или чтение Корана, примет участие в конкурсе на исламские темы или в заседании дискуссионного клуба, посетит видео-показ или станет членом отдела по сбору и распределению закята и другой благотворительной помощи. В некоторых современных мечетях можно также встретить библиотеки, курсы компьютерной грамотности или иностранных языков, халяльные фитнес-центы для женщин и спортклубы. Но пока, к сожалению, это, скорее, исключение, чем правило.

Без решения данной проблемы нормальное развитие уммы будет буксовать. Мечеть, как ей полагается, должна вновь стать центром жизни мусульман.

Мечеть, как дом верующего

Необходимо разработать такой подход, чтобы каждую сторону деятельности мечети, будь то проповеди, преподаваемые уроки, условия созданные для прихожан, или что-либо другое, оценивали не только имамы, но и сами прихожане. Руководство и работники дома Аллаха должны ежемесячно суммировать данные оценки, выставленные прихожанами, разрабатывать и улучшать свою деятельность. Иначе говоря, необходим здоровый взаимообмен мнениями и пожеланиями между администрацией мечети и посетителями.

Каждый верующий имеет право совершать свое поклонение в мечети в спокойной обстановке, аккуратно и полноценным образом. Ни один из них не должен чувствовать затруднения в отправлении своего поклонения или преисполняться раздражения или недовольства из-за тесных и неудобных условий.

При этом сами прихожане также обязаны строго соблюдать нормы поведения в мечети. Они также по возможности должны помогать ей. Тот, кто может, - материально, если нет – помочь администрации в реализации каких-то задач. Надо помнить, что поддержание мечетей на должном уровне – это коллективная обязанность всех мусульман, и имамов, и служащих, и прихожан.

Посещение мечети должно приводить к духовному подъему в сердцах прихожан, укреплению веры и удовлетворению совершенным поклонением. Подход же к управлению делами мечети, ориентированный на прихожанина, даст верующим чувство того, что они могут здесь предаться поклонению в спокойствии и с удовольствием, что мечеть действительно является их домом, и что она всегда гостеприимно готова встретить их.

 

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: