Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-06-25

ГЫЙБЭ (ГАЙБЭТ, ЗЛОСЛОВИЕ, ХУЛА)


Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

"Больше всего ошибок у детей Адама [у людей] от языка";[1]

"Больше всего грехов в Судный День будет у тех людей, которые много говорили о том, что их не касалось".[2]

"О верующие, сторонитесь подозрений (излишних размышлений) [плохо думая о хорошем]. Воистину, некоторые ваши размышления [когда вы думаете о других плохо, не имея на то явных доказательств] греховны! Не шпионьте [не выслеживайте, не выискивайте недостатки людей, не ищите того, что люди стараются скрыть от других]. Не злословьте в адрес друг друга [не говорите о другом человеке в его отсутствии то, что не понравилось бы ему][3]. Желал ли бы кто-нибудь из вас поедать мясо мертвого брата своего?! Вам ведь противно это?! [Столь же противным должно быть и злословие в адрес другого человека!] Бойтесь Аллаха! Воистину, Господь Всепрощающ[4] и Милостив" (см., Св. Коран, 49:12).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) как-то спросил у своих сподвижников: "А знаете ли вы, что такое "аль-гыйбэ" (злословие, хула)?" Те ответили: "Всевышнему и Посланнику Его лучше известно". "Гыйбэ – это когда кто-либо говорит о другом то, что ему не понравится", – сказал Пророк. Один из присутствовавших спросил: "А если то, что я говорю о нем, характерно для него [является истинной правдой о нем]?" Посланник Всевышнего ответил: "Если то, что ты говоришь в его адрес [в отсутствии его], на самом деле присутствует в нем, то это [проговаривание того, что ему не понравится] и есть "гыйбэ" [греховное злословие в его адрес]. А если оно на самом деле отсутствует, то это уже "бухтан", [то есть клевета и ложь, которые значительно более пагубны]".[5]

Имам аз-Захаби[6] в своей книге о больших грехах по данной теме привел следующие высказывания Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

"Наихудшими из людей пред Всевышним в Судный День будут те, кого сторонились и с кем другие боялись иметь отношения, опасаясь греховности и непорядочности" (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других);

"О люди! Воистину Всевышний облегчит многим, кроме тех, кто задевал честь брата своего. Такого рода люди будут находиться в крайне затруднительном положении" (хадис от Усамы; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и других);

У Пророка спросили: "Какова участь той [женщины], что молится по ночам и постится днем [то есть помимо обязательной религиозной практики делает очень много дополнительного], но при этом языком своим наносит боль соседям?" Посланник Всевышнего ответил: "Нет блага в ней. Она [будет] в Аду" (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Ибн Хаббана, аль-Хакима и др.);

"Кто припишет другому человеку такое качество, как безбожие (куфр) или обратится к другому со словами "о враг Всевышнего", и при этом данные качества не будут присущи этому человеку, тогда данная характеристика вернется к сказавшему, [то есть по велению Творца этот, упомянувший такого рода оскорбления в адрес другого, будет лишен веры или вычеркнут из числа любимых Богом]" (хадис от Абу Зарра; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и др.).

Говорить плохое не допускается как о живых, так и о мертвых: "Говорите о хороших чертах умерших и воздержитесь от упоминания их грехов, ошибок" (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др.).[7]

Однажды пророк Иисус вместе со своими апостолами проходил мимо трупа собаки. Те воскликнули: "Что может быть более зловонным, чем запах, исходящий от этого трупа?!" Иисус (да будет над ним мир Господа и благодать) заметил: "Удивительно, что может быть более белым, чем зубы этой собаки?!" То есть он дал понять своим апостолам, что нельзя наговаривать и злословить в адрес какого-либо творения Господа, даже если оно мертво. А что уж говорить о живом человеке, являющемся наилучшим творением Всевышнего!.. Даже в самом плохом и отвратительном можно найти хорошее, и говорить необходимо именно об этом, если есть желание что-то сказать.

Имам аль-Газали[8] говорил: "Знай, что злословие – это когда ты говоришь о другом человеке то, что ему не понравится, если вдруг дойдет до него. Независимо от того, говоришь ли ты что-то о его телосложении, роде, воспитанности, о его делах, словах, вере, мирских увлечениях, стиле одежды, дизайне дома или о его транспорте.

Если ты узнаешь о грехе или недостатке своего друга или брата, то постарайся вежливо поправить его наедине. Не назидай с чувством радости за свою осведомленность, не смотри на своего собеседника пренебрежительно, свысока. Целью твоей должно быть исправление его с чувством сожаления и печали, как ты был бы опечален, если б у тебя появились недостатки в твоей вере, поступках.

Не будь обманут Сатаной! Не наговаривай на другого".

В продолжение темы имам аль-Газали предусмотрительно замечает: "Знай, что порой оговаривание недостатков другого невозможно избежать в плане личной или общественной необходимости, безопасности. В такого рода случаях греховность проговаривания недостатка другого аннулируется. К ним относятся:

- подача жалобы на притеснения или бесправные действия, например, в вышестоящую инстанцию;

- невозможность исправить другого человека, кроме как прибегнув к помощи третьего лица;

- просьба дать правовое или богословское заключение, а также совет, когда необходимо оговорить суть ситуации. В то же время, по возможности, такого рода консультации лучше получать, проговаривая обстоятельства без конкретизации личностей, без упоминания имен;

- предупреждение одного о зле или опасности, исходящих от другого конкретного человека".[9]

Всевышний через различные сложные жизненные ситуации как бы напоминает: "О тот, кто возомнил свою полную независимость и силу! О тот, кто настолько возгордился собою, что даже при ходьбе его голова устремлена высоко к небесам, а ноги едва касаются земли! О тот, кто переполнен кичливостью и высокомерием! Пойми свою суть! Даже величественные горы, несмотря на их огромные размеры, сохраняют молчание и покорность Творцу. Вспомни, сколь ты беспомощен пред многими житейскими вопросами! Ведь ты даже не знаешь того, что произойдет с тобой через мгновение".

Здесь уместно вспомнить слова двоюродного брата Пророка, четвертого праведного халифа Али: "Насколько жалок сын Адама. Ему может причинить боль маленькое насекомое, он может умереть, всего лишь подавившись чем-то. Даже при выделении пота от него исходит запах".


[1] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 86, хадис № 1381, "хасан".

[2] Там же хадис № 1386, "хасан".

[3] Даже если это есть в нем и присуще данному человеку. Если же то, что вы говорите в его адрес, на самом деле отсутствует, то это еще хуже, так как является уже ложью и клеветой.

[4] Если за тем или иным человеком и впрямь имеется или имелся тот или иной грех, то, возможно, он осознал греховность этого, покаялся и Всевышний ему простил. Также всепрощение Творца может вобрать в себя и того, кто по слабости воли своей и веры злословил в адрес других, но затем покаялся, и стремится к исправлению себя, старается обуздать свой язык.

[5] См.: Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 12, с. 121, хадис № 4321; аль-Мунзири З. Мухтасар сахих муслим. С. 540, хадис № 1806.

[6] Мухаммад ибн Ахмад аз-Захаби (Абу ‘Абдулла, Шамсуд-дин) (1274-1348 по григорианскому, 673-748 по хиджре). Предки его были родом из Туркмении. Родился в Дамаске. В религиозной практике придерживался шафиитского мазхаба. Обучался у многочисленных богословов своего времени. В дальнейшем много преподавал. Является одним из величайших ученых мусульманской истории. Написал множество научных трудов, особенно по хадисоведению и истории. Среди его книг такие как "Тарих аль-ислам аль-кябир" [Большая история Ислама]: В 21 т., Сияр а‘лям ан-нубаля’ [Жизнеописания выдающихся ученых]: В 25 т. и многие, многие другие. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин [Словарь кратких биографий ученых]: В 4 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1993, т. 3, с. 80.

[7] См.: Аз-Захаби Ш. Китаб аль-кябаир [Книга больших грехов]. Каир: ас-Салям, 1985, с. 253, 254.

[8] Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали (Зайнуд-дин, Худжатуль-ислям, Абу Хàмид) (1058-1111 по григорианскому, 450-505 по хиджре). Родился в г. Тусе (Хорасан). В религиозной практике придерживался шафиитского мазхаба. Был носителем широкого спектра наук, особенно в богословии. Много преподавал, периодами странствовал. Является одним из величайших ученых мусульманской истории. Написал немало научных трудов. Одной из самых известных его работ стала книга "Ихья ‘улюм ад-дин" [Воскрешение наук о вере]: В 6 т. Подробнее см.: ‘Умар Рида Кяхаля. Му‘джам аль-муаллифин. Т. 3, с. 671.

[9] Подробнее см.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали "Воскрешение наук о вере"]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997, с. 335-338.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: