Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-06-23

‘АШУРА’



‘Ашура’ – десятый день месяца аль-Мухаррам. В этот день Ноев ковчег подплыл к суше, и посланник Господа Ной всю оставшуюся жизнь после этого постился в этот день как благодарность Господу. Также именно на этот день пришлось спасение Моисея и его народа от зла Фараона, который был потоплен вместе со своим войском. Он тоже постился в этот день всю оставшуюся жизнь в благодарность Всевышнему Аллаху за спасение. Пророк Мухаммад постился в этот день до его переселения в Медину. После прибытия Посланника Божьего в Медину, на десятый день месяца аль-Мухаррам он увидел, что иудеи также постятся. Узнав причину, он подтвердил своим сподвижникам желательность поста, оговорив, что это вознаграждаемо и является причиной искупления прегрешений одного года. Более того, арабы-бедуины постились в этот день еще до начала пророческой миссии Мухаммада и меняли покрывало Каабы именно в этот день.

Хадисы по теме:

  1. Ибн ‘Аббас передает: "Я не знаю день, который Пророк Мухаммад считал более значительным для поста, чем день ‘Ашура’. А месяц, то этот [имея ввиду Рамадан]"

  2. ‘Аиша передала: "День ‘Ашура был днем поста для арабов еще до начала пророческой миссии Пророка Мухаммада.[1] Когда Пророк прибыл в Медину, он сам постился в этот день и приказал другим постится. После становления месяца Рамадана месяцем обязательного поста, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: "Кто желает, тот может поститься [в ‘Ашура’], а кто хочет, тот может не поститься".

  3. ‘Алькама передал: "Аль-Аш‘ас ибн Кайс зашел однажды к ‘Абдулле в день ‘Ашура’. Увидев, что тот кушает, он воскликнул: "Сегодня же ‘Ашура’!?" ‘Абдулла ответил: "В этот день [строго] постились до утверждения обязательного поста в месяц Рамадан. Если ты не постишься, то присоединяйся к трапезе".

  4. От Ибн ‘Умара передается: "До пророческой миссии Мухаммада арабы постились в день ‘Ашура’. Пророк постился этот день вместе со сподвижниками до становления месяца Рамадан месяцем обязательного поста. Когда это произошло, Посланник Божий сказал: "Воистину, ‘Ашура’ является одним из дней Аллаха. Кто пожелает, тот может поститься в этот день". Ибн ‘Умар постился в этот день только тогда, когда это совпадало с днями его дополнительных постов.

  5. Абу Муса аль-Аш‘ари: "Иудеи возвеличивали и почитали день ‘Ашура’. Пророк сказал: "Поститесь в этот день [о, мусульмане]".

  6. Ибн ‘Аббас: "По прибытии в Медину Пророк увидел иудеев постящимися в день ‘Ашура’. Он спросил о причине этого. Ему ответили, что Аллах спас Моисея и народ его от зла их врага именно в этот день. Поэтому Моисей постился в этот день в благодарность Творцу. Посланник Господа воскликнул: "Я более первостепенен относительно [оставленного] Моисеем [как продолжающий и завершающий цепь Господних пророков]". Пророк Мухаммад постился сам и приказал другим".

  7. Му‘авия ибн Абу Суфьян: "Я слышал, как Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Воистину, этот день – ‘Ашура’, поститься в этот день не обязательно (не фард). Я соблюдаю пост. Вы же поступайте по желанию".

Все упомянутые хадисы приводятся в сводах хадисов аль-Бухари, Муслима и др.[2]

Есть несколько хадисов, в которых оговаривается, что Пророк Мухаммад незадолго до смерти сказал, что на следующий год будет поститься не в десятый день месяца аль-Мухаррам, а девятый. Но до ‘Ашура’ следующего года он (да благословит его Всевышний и приветствует) не дожил.[3]

В своде хадисов имама Ахмада приведен хадис, где Пророк Мухаммад оговаривает: "Поститесь в день ‘Ашура’, и не будьте [излишне] похожи на иудеев. Поститесь [также] день до него и день после".

Результатом упомянутого можно сказать, что наиболее предусмотрительным является поститься девятый, десятый и одиннадцатый дни месяца аль-Мухаррам. Также можно постится девятый и десятый или только десятый. В тоже время нужно не забывать, что во всех трех случаях пост является дополнительным, но воздаяние за него велико: "Пост в день ‘Арафа является причиной искупления грехов прошедшего года и будущего, а пост в день ‘Ашура’ является причиной искупления грехов прошедшего"[4] (хадис от Абу Катада и Абу Са‘ида; св. х. Муслима, Ахмада, Абу Дауда и ат-Табарани).[5] Имам ан-Навави, комментируя эти хадисы, сказал: "В первую очередь данный пост компенсирует незначительные прегрешения человека (сагаир), если таковых нет, то является причиной искупления больших грехов (кабаир). Если последние также отсутствуют, то способствует повышению степени праведности человека пред Богом".[6]

Пост в день ‘Ашура’ в очередной раз подтверждает единство корней монотеистических религий, в том числе и в религиозной практике.

Вопрос. Известно, что день ‘Ашура’ у мусульман-шиитов сопровождается глубоким трауром. Имеет ли это обоснование в Сунне Пророка?

Ответ. В соответствии с Сунной Пророка день ‘Ашура’ является исторически примечательным днем, как было оговорено ранее, и днем, в который дополнительный пост значительно вознаграждаем. Ничего другого в достоверной Сунне относительно этого дня не оговаривается.[7]

Что касается траура у мусульман-шиитов, то это результат исторического совпадения гибели Хусейна, внука Пророка Мухаммада, и дня ‘Ашура’. Убит он был именно в 10 день месяца аль-Мухаррам. Сторонники Хусейна сделали этот день траурным, выдумав в оправдание своего новшества некоторое количество хадисов. Те же, кто способствовал гибели внука Пророка, сделали этот день праздником, также внедрив в обиход выдуманные хадисы, оправдывающие якобы каноническую обоснованность этого. Такого рода фанатизм и нововведения строго отвергаемы Исламом и неприемлемы. Ученые-мухаддисы исключили все эти недостоверные хадисы из религиозного обихода, однако на уровне народных обычаев это встречается и сегодня.

Слепой и глухой фанатизм делит людей на противоборствующие стороны, делает их врагами, когда они должны быть пред Всевышним Творцом братьями. В Священном Коране сказано: "И, воистину, это – мой путь, являющийся прямым, следуйте же ему. Не следуйте же путям, которые удалят вас со стези Господа. Это завещает Он вам, возможно, вы будете богобоязненны" (Св. Коран, 6:153).


[1] У ‘Икримы однажды просили об этом. Он ответил: "Однажды племя курайшитов совершило нечто греховное. Это отягощало их. Им сказали: "Поститесь в день ‘Ашура’. Это поспособствует искуплению греха". См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 259; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 399.

[2] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 256, 257, хадисы № 1706, 1707, 1709-1713; Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990, с. 232, 233, хадисы № 665, 666, 667; аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1, с. 439-440; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 1, ч. 2, с. 339, хадисы № 2442-2444; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]: В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989, т. 2, с. 470-473; ас-Сан‘ани А. Аль-мусаннаф [Свод хадисов]: В 11 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-ислами, 1983, т. 4, с. 285-291, хадисы № 7831-7852.

[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 260, хадис № 1714; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]: В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Хадис, [б. г.], т. 1, ч. 2, с. 339, хадис № 2445.

[4] Человек верующий без сомнений понимает, что такого рода хадисы не призывают к совершению грехов на протяжении лет, с тем, что это может быть элементарно искуплено одним-двумя днями поста. Такого рода хадисы раскрывают суть, благодать (баракят) и великую ценность пред Богом некоторых дней, совершение благих дел в которые наиболее примечательно, и, если хотите, – выгодно в плане благостности в этой жизни и в вечности.

[5] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 312, хадис № 5055, 5057, "сахих"; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 254, хадис № 1701.

[6] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари [Опора гостя]: В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972, т. 1, с. 267; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 4, с. 255; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1, с. 398.

[7] Есть недостоверные хадисы о том, что "кто будет щедр в этот день к своей семье, к тому будет щедр Всевышний на протяжении последующего года" или "кто помажет сурьмой глаза в день ‘Ашура’, у того они никогда не будут болеть". Имеется несколько хадисов такого рода, но все они, по мнению ученых-хадисоведов, являются недостоверными или выдуманными (мавду‘). См.: аль-Албани М. Сильсиля аль-ахадис ад-да‘ифа и аль-мавду‘а [Серия недостоверных и выдуманных хадисов]: В 4 т. Ар-Рияд: аль-Ма‘ариф, 1992, т. 2, с. 89.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: