Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-06-18

Интервью Шамиля Аляутдинова журналу « Time KZ photogallery »



 

1. Шамиль-хазрат, несмотря на относительно молодой для мужчины возраст (35 лет), вы являетесь одним из ведущих духовных просветителей современности, маяком для многих страждущих и сомневающихся, непоколебимо твердым в своей вере во Всевышнего.

Но реальность такова, что прожив более 70 лет в обществе атеистов и являясь по сути светским государством, теперь мы пытаемся обрести себя. Каждый из нас ищет свой путь к Богу. Напившись кока-колы, наевшись поп-корна и насмотревшись «клубнички», наблюдая вседозволенность и распущенность, мы настолько всем этим пресытились, что подошли к определенной черте, за которой бездна, пропасть, деградация.

Не секрет, что в последние годы наблюдается тенденция обращения в веру многих успешных молодых людей. Насколько устойчива эта тенденция и чем, по Вашему мнению, она обусловлена?

Ответ. Духовным голодом, экзистенциальным вакуумом и началом процесса осмысления жизни.

Верующему человеку легче живется в отличие от неверующего, ведь первый всегда находит опору в Боге, он умеет (или учится) полагаться на Него, надеется на помощь Свыше, делая все от себя зависящее. Его моральное, психологическое состояние более устойчиво, он оптимистичен и активен, конечно, если сумел правильно воспользоваться чувством веры и религиозной практикой. У многих вера есть, но они не могут применить ее в жизни, правильно реализовать, жить в гармонии с ней. Неверующему же (я говорю об атеистах, безбожниках) всегда приходится рассчитывать только на самого себя, ведь он не ожидает помощи Свыше, поэтому зачастую более угнетен и подавлен.

Надо отметить, что в последние годы в России количество практикующих верующих любых конфессий растет.

 

2. Может ли мировой финансовый кризис как-то повлиять на души людей и повернуть их лицом к Богу?

Ответ. Может, но подойдем к происходящему с другой стороны. Со стороны духовной практики, одной из сотен ее граней: бескорыстно расходующие с именем Творца на благо других с целью развития и приумножения веры и добра, уверенные в том, что делают, – их затраты подобны саду, который вне зависимости от того, какой прошел дождь, все равно обильно плодоносит. Совершение благого при таком отношении всегда приносит прибыль своему хозяину, причем как в мирском, так и в вечном. В Коране сказано: “Тех людей, которые [бескорыстно] расходуют из своего достатка, искренне желая, чтобы Всевышний был доволен ими [щедрость свою соизмеряя с возможностями], которые уверены в том, что делают (укрепляя тем самым самих себя), их можно сравнить с садом, расположенным на холме. Прошел проливной дождь (ливень), и урожай вышел двукратный. Если нет ливня – то моросящий (накрапывающий) дождь [и сад все равно обильно плодоносит]. Всевышний видит абсолютно все, что вы делаете” (Св. Коран, 2:265).

Кто в период достатка был обязателен (в выплате закята, например) и щедр (делясь с другими предоставляемыми ему Богом дарами, предположим, в форме милостыни) по мере возможностей, для того с Божьего благословения даже в самый глубокий кризис [1] (экономическую засуху) все равно будет “моросящий дождь”, способствующий появлению урожая по итогу прилагаемых усилий. Вопреки прогнозам и несмотря ни на что

 

3. В такой тяжелый для всего мира период в основной массе люди продолжают спокойно жить и радоваться жизни, в то же время многие остались без работы, опустили руки, впали в депрессию. Как ислам советует поступать в таких случаях?

Ответ. 1.“Верующие! Просите о помощи [у Всевышнего] посредством терпеливого подхода [к делам, чувствам, состояниям] и совершая [обязательную или иную] молитву-намаз. [Знайте и не сомневайтесь в том, что] Бог вместе с терпеливыми” (Св. Коран, 2:153); “[Учтите и, пока живы, не забывайте, что] не обратит на вас Господь внимания (не будет заботиться о вас, не придаст вам и вашим нуждам особого значения), если не мольба-ду‘а (молитва) ваша [обращенность к Нему умом, сердцем, устами, не столько говоря “дай”, сколько прося – “прости и помилуй”]…” (Св. Коран, 25:77).

2. В то же время терпение не означает, что человек должен сидеть сложа руки, молясь и уповая на Бога. Он обязан настраивать себя на успех, ставить цели, находить возможности, и у такого на благом, созидательном пути есть все предпосылки добиться желаемого: “Те, кто прикладывают усилия (усидчивы, упорны, целеустремленны), причем делают это в угоду Всевышнему [с мольбой о милости Его и прощении, а не в угоду своим страстям, низменным желаниям; не соревнуясь с другими в том, кто умнее, богаче и амбициознее; не на зло кому-то и не из мести], тем людям Господь откроет пути [достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет их из тьмы безысходности к ярко освещенной “трассе” надежды]. [Знайте же] нет сомнений в том, что Всевышний вместе с теми, кто благороден в делах и поступках” (Св. Коран, 29:69).

3.“[При этом учтите] вы не сможете чего-либо пожелать [а тем более собраться с силами, устремиться и чего-то достичь], если не пожелает того Аллах (Бог), Господь миров” (Св. Коран, 81:29).

Последний аят говорит о многом. (1) Например: “Вы, люди, не есть вершители всего по своему желанию и хотению”. Ведь порой, даже имея все условия и предпосылки, задействовав бессчетные силы и средства, образно говоря “вывернув себя наизнанку”, мы не можем достигнуть намеченного результата из-за появившегося из ниоткуда форс-мажорного обстоятельства.

(2) Допускается и такой перевод: “Вы даже не сможете пожелать, захотеть, если не пожелает того Всевышний”. Когда человек открывает в себе новые стремления, осознает мотивацию и способен благоразумно решиться на долгосрочную, целенаправленную деятельность, видит неожиданно появившиеся на горизонте возможности успеха на поприще жизни, где большинству тесно и неуютно, – это неспроста, а с Божьего на то благословения. Конечно же, каждый шаг в новооткрывшемся направлении требует точного расчета и хорошего анализа, но то, что мы находим в себе новые желания (речь идет о благих) и начинаем видеть ранее незамеченное, – это, несомненно, Божий дар. А вот плохие желания, стремление к греху – Божий экзамен, проверка.

(3) Аят и его смыслы не говорят нам о том, что Господь принуждает. Нет, Он, Творец всего сущего, предоставляя то или иное, дает право выбирать (добро-зло, созидание-разрушение), а по итогу выбора дает новые возможности. Конечно же, если кто-то остановился и решил опускаться на дно, например, греха, азарта, безразличия или апатии, – это его право, итог его выбора из появившихся в сознании желаний. Пока он жив, может начать выкарабкиваться вследствие пробужденного Господом нового и уже позитивного желания, к примеру, через зов совести, крик души, озарение, сильный эмоциональный либо физический удар. Человеку требуются бдительность, сноровка подхватить нужное желание и начать вылезать со дна, сдвигать себя с мертвой точки и брать новые высоты, усиливая желание (через общение с нужными людьми, чтение умных книг), анализируя происходящее во взаимосвязи всех уровней реальности (личностного, общественного, духовного) и подключая весь свой потенциал (проникая при этом в самую глубину жизненных схем и мотиваций), который в процессе труда и самодисциплины будет лишь расти.

(4). Времени не так много, как кажется, поэтому необходимо его обдуманно заполнять: “Тогда [с наступлением Судного Дня] всякая душа [каждый из людей и джиннов] узнает [в подробностях ознакомится с тем], что уготовила для себя наперед [своевременно, заблаговременно], а что оставила на потом (отсрочила) [так и не совершив, не достигнув, не реализовав]” (Св. Коран, 82:5).

Почему мы, люди, каждый из нас, имея необъятные просторы возможностей на этой земле, мало чем успеваем воспользоваться, многое откладываем на завтра, в глубине души понимая: завтра будут новые дела и заботы? “Потом” – значит никогда. Ко всему прочему мы практически не накапливаем запаса на вечность, счастье и благополучие в ней, не успеваем, ведь нам “сейчас не до этого” в столь стремительном хаосе жизни.

Интересно сказал один современник, описывая состояние большинства: “Мы изо всех сил стараемся согласовать возможности с мечтами, объединить замыслы и страсть, превратить желаемое в действительное. Когда, летя сквозь время, одержимые жаждой риска, мы ненадолго притормаживаем свой “Шаттл”, чтобы понять смысл происходящего, увидеть систему, структуру в целом, жизнь для нас превращается в подобие гештальт-картинки: серьезное становится комичным, статичное – хаотичным, а многозначительное – бессмысленным” [2] .

К примеру, когда жизнь течет пусть даже очень бурно, но все-таки плавно, без потрясений, человек живет с ощущением, что такая безмятежность и “серьезная занятость” будут продолжаться всегда, что его жизненного времени еще предостаточно впереди. Такое ощущение ложно, оно лишь пробуждает внутреннюю лень, пассивность и закрывает ему глаза на те возможности, что его окружают, оно атрофирует в желании духовного, интеллектуального и физического развития, а также приложения усилий для создания чего-то нового и полезного в этой жизни. Чувство лени периодически просыпается в каждом из нас, важно суметь быстро подметить его (а здесь необходим навык взгляда на себя со стороны, в чем помогает жизненный пример других либо общение с ними – некое отражение себя в них) и вовремя подавить. Это легче сделать, когда в сознании (1) присутствует привлекательная цель (как например, на любимую работу человек с легкостью готов тратить времени больше обычного) и (2) реанимирована мотивация.

У верующего человека есть преимущества в систематизации жизни [3] , осознании ее смысла, верном проставлении приоритетов [4] , но применение этого на практике, легкое преодоление “завтра” и “потом” дается немногим. Хотя одно из правил жизни гласит: стараясь изо всех сил, начинаешь видеть кратчайший путь и достигаешь желанного, намеченного.

 

4. Как вы относитесь к тому, что т.н. моралисты всех мастей заставляют нас постоянно чувствовать себя виноватыми в том, что существует большая разница между богатыми и бедными, перед теми, кто не преуспел в этой жизни. Отсюда часто вытекает политика иждивенчества, когда люди считают, что государство обязано им и то и это. Где та золотая середина, грань между иждивенчеством и реальной необходимостью помощи? Вам не кажется, что идея всеобщего равенства сама по себе все-таки абсурдна?

И вообще, дозволено ли мусульманину жить в роскоши (если при этом он отдает закят, следует предписанным нормам поведения, помогает ближним), в то время когда вокруг столько бедных и несчастных?

Ответ. 1.Все люди сотворены разными, и в этом проявление Божественной мудрости: “Не желайте тех преимуществ, которые Всевышний вам не дал, но предоставил другим (которыми Он наделил других). [Да и не завидуйте другому в том, чего нет у вас!] Мужчинам – удел из того, что совершено ими, и женщинам – удел из совершенного ими [то есть и мужчины и женщины абсолютно равны пред Богом в воздаянии за дела и поступки]. Просите [ о люди ] у Господа вашего милости [чтобы Он даровал вам больше того, что заслужено вами; больше ожидаемого]. Воистину, всезнание Аллаха ничем не ограничено. [Ему, Господу миров, известно все до мельчайших подробностей, особенно то, что касается наилучших Его творений – людей]” (Св. Коран, 4:32).

2. Бескорыстные благодеяния на Божьем пути всегда будут оборачиваться лишь благом для человека: “[Благодеяние] тех, кто тратит свои богатства[5] на пути Бога [искренне во имя Всевышнего, безвозмездно на благо других], подобно семени, из которого произрастает семь колосьев, на каждом из них – по сто семян. [Вдобавок к этому] Всевышний [многократно] удваивает тем, кому пожелает. Господь Всеобъемлющ и Всезнающ [в полной мере осведомлен о степени искренности, чистоте намерений; о размере достатка и доле пожертвований. Он хорошо знает о том, кто и чего заслуживает]” (Св. Коран, 2:261).

3. Расточители – друзья Дьявола. “Вне всяких сомнений, расточительные [растрачивающие свои доходы и Божьи дары на бесполезное, не говоря уже о тех, кто тратит на вредное, греховное, преступное] являются братьями [близкими по духу и поступкам друзьями и соратниками] Сатаны. Он же [проклятый Богом навечно] оказался абсолютно неблагодарным своему Господу [что можно сказать и о побратавшихся с ним]” (Св. Коран, 17:27). Расточительство приближает человека к Дьяволу, но не к Богу, а потому во всем следует знать меру.

 

5. Зачастую мы вспоминаем о Боге тогда, когда нам плохо и забываем в периоды процветания и благоденствия. Что Вы можете сказать по этому поводу? Может, кризис для того и послан, чтобы мы вернулись к Всевышнему?

Ответ. Любой кризис, и не только финансовый, – это испытание для человека и возможность посмотреть на свой “запылившийся” от спокойной жизни внутренний мир, “мир души”, со стороны. Для чего нам это испытание? В Коране сказано: “Он [Господь миров] сотворил небеса и Землю за шесть дней. Его Трон[6] был над водою. [А сотворил Он небеса и Землю, на которой в последующем разместил вас поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через земной экзамен жизни, тех, кто лучший делами и поступками…” (Св. Коран, 11:7); “Всевышний сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в деяниях и поступках” (см. Св. Коран, 67:2).

Вы говорите “чтобы мы вернулись к Богу”? К Господу миров мы в любом случае вернемся, главное – какими и с чем.

 

6. Сейчас некоторые люди считают правильным общение с Богом только на родном языке. Правильно ли это с точки зрения ислама? И сказано ли об этом что-нибудь в Коране?

Ответ. Существует обязательная пятикратная молитва (намаз), которая должна читаться только на арабском языке, в ней проговариваются аяты или отдельные суры последнего Священного Писания так, как они звучат в оригинале, и несколько молитвенных формул. Это не означает, что Всевышний способен услышать верующего только тогда, когда он обращается к Нему на арабском. Господь создал все культуры и языки этого мира, пожелал их присутствие на земле [7] . Но чтение молитвы-намаза в арабском оригинале объединяет мусульман всего мира, вне зависимости от того, на каком языке они говорят и к какой культуре принадлежат.

Есть также молитва-ду‘а (так называемая мольба), ее верующий может проговаривать на своем родном языке, в любое время, в любом состоянии. Главное, чтобы это было зовом живого сердца и разума.

 


[1] Каковым для России, Казахстана и мира в целом явился, например, кризис 2008–2009 гг.

[2] Макки Р. История на миллион долларов. М.: Альпина нон-фикшн, 2008. С. 17.

[3] “Потерпели крах (понесли непомерные убытки и потери) те, кто счел ложью встречу с Богом. [Их неверие и упрямство продолжались до тех пор] пока не увидели они [воочию] нежданно-негаданно Конец Света. [Увидев это] воскликнут: “Горе нам за то, что упустили [время, смысл бытия], за то, что пренебрегали [тратили зря, бесцельно расточали мирские блага и дары; не уверовали, не совершали благих дел] в мирской жизни [мы ведь обо всем этом знали, слышали многократно, но всерьез не воспринимали]!” Они [в Судный День] будут нести на спинах тяжеленные грузы своих грехов. Сколь же плох этот груз!” (Св. Коран, 6:31).

[4] “Лучшие из вас – это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие – те] кто не становится бременем, ношей для других”. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, “сахих”.

[5] В первую очередь в аяте подразумеваются материальные затраты, а также все то, чем человек владеет: трата своего времени на благо и в помощь другим, ведь единица времени – одна из самых ценных и безвозвратных величин; интеллектуальные затраты (безвозмездная передача другим знаний, мудрости, опыта) и многое другое, что приобретается вследствие приложения усилий.

[6] Такое творение Всемилостивого, как Трон, не является тем, на чем восседают, а именно так люди себе и представляют его, читая подстрочные переводы с арабского языка. Он также не имеет ничего общего с царским троном, это – величественное создание Творца, которое по размерам своим больше всех галактик вместе взятых. Сложно вообразить? Да и не стоит, всему свое время.

[7] “О люди! Мы [говорит Господь, местоимением “Мы” указывая на Свое величие] сотворили вас племенами и народами [нет ничего удивительного в том, что вы разных национальностей, культур. В этом – Божественный замысел. И ваша “разность и непохожесть” для того], чтобы вы познавали друг друга [изучали иностранные для вас языки, незнакомые вам культуры, знакомились с неизвестными доселе вам людьми]. Воистину, самыми великодушными и благородными среди вас [о люди] являются те, кто наиболее набожен [пред Всевышним, а не те, которые гордятся своей принадлежностью к какой-либо нации, полагая, что за счет этого у них лучшее положение пред Господом]. Воистину, Он Всезнающ и в полной мере осведомлен обо всем и вся” (Св. Коран, 49:13).

www.umma.ru

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: