Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
Вы найдёте каркасно-щитовой дом.
2009-10-14

Священный Коран и его толкование



КоранВсевышний Аллах в Коране говорит (смысл): "Он – Тот, Кто ниспослал тебе (о Мухаммад) Коран; и в нём есть точные аяты с определённым и ясным смыслом – это суть Книги; и другие аяты, не такие ясные, требующие специального толкования".

Коран содержит в себе аяты, которые делятся на два вида: "Мухкамат" и "Муташабихат". У аятов, относящиеся к "Мухкамат", смысл содержания  ясен и очевиден,  в  них нет места для сомнений и неясности. Аяты, относящиеся к “Муташабихат” – это  аяты, смысл и  содержание которых имеет иносказание, их нельзя переводить, так как они читаются без определенного толкования и разъяснения. В Коране говорится (смысл): "Те же, сердца которых уклоняются от настоящей веры, объясняют иносказательные аяты, требующие специального толкования, по своему желанию, стремясь отклонить людей от истины и вызвать смуту и раскол. Никто не знает совершенно точного объяснения данных аятов, кроме Всевышнего Аллаха и знатоков (расихуны), которые говорят: "Мы веруем в них (т. е. в аяты “Муташабихат”) и знаем, что аяты с определенным смыслом и аяты, требующие специального толкования, – от Господа нашего. Вспоминают это только обладатели разума" (сура "Аль-Имран", аят 7).

Аяты "Мухкамат"

Передает Абу Хатам от ибн Аббаса, что к аятам "Мухкамат" относятся аяты, содержащие в себе отмену предыдущих аятов, запрещающих или разрешающих  что-либо (т. е. те аяты, которые разъясняют халал и харам), повелевающих и обязывающих что-либо, устанавливающие определенные наказания и права. Например, в Коране Всевышний повелевает (смысл): "Прелюбодейку и прелюбодея подвергайте телесному наказанию, давая каждому из них по сто ударов плеткой" (сура "Ан-Нур", аят 2).  Из этого аята ясно, что в наказание за прелюбодеяние предписано ровно сто ударов, не больше не меньше.

Аяты "Муташабихат"

По поводу понимания смысла аятов “Муташабихат” среди алимов существует два разных мнения. Большинство  алимов, которые жили в первые три столетиях по хиджре и последующие за ними, придерживаются мнения, что полный смысл аятов “Муташабихат” не знает никто, кроме Всевышнего Аллаха. Другие же говорят, что смысл их ведом только Аллаху  и тем, кому Аллах  даровал знания (ильму), в которых они тверды (расихун). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевает нам верить тому, что сказано в аятах “Муташабихат”, если даже не смогли постичь смысл содержимого. В хадисе, переданном Умаром ибн Шуайбом, говорится: "Поистине, Коран не был ниспослан для того, чтобы одна часть опровергала другую. Следуйте тому, что вы узнали и поняли из него и верьте тому, что станет неясным для вас". В книге "Иткъан фи улюм аль-Къуръан" имам Ас-Суюти пишет, что аяты, относящиеся к “Муташабихат”, разделяются на три части.

Первая – аяты, которым невозможно дать точное определение, например: "Время наступления Судного дня или время,  когда выйдет из-под земли животное, называемое Даббат (т. е. мы верим тому, что Судный день непременно наступит, а когда именно, знает только Всевышний Аллах)".

Вторая – аяты, смысл которых можно понять. К ним относятся аяты с трудными и неизвестными словами. Это аяты, рассказывающие о велении и решении определенной доли, части и т. д.

Третья – аяты, смысл которых могут постичь  лишь те, которые углубились в своих знаниях и тверды в  них  (расихуна филь ильм). Это и имел в виду Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал ду‘а для ибну Аббаса: "О, Аллах, дай ему понимание в религии и дай ему знание толкования Корана". Алимы из числа расихун давали  аятам “Муташабихат” определенные толкования. В основном, эти алимы проявляли усердие в толковании аятов, связанных с атрибутами (сифатами) Всевышнего Аллаха, потому что правильное их толкование играло большую и очень важную роль в вероубеждении мусульманина. Именно тогда, когда стали толковаться аяты “Муташабихат” по умозаключению отдельных "ученых" и появились в Исламе такие течения, как муътазилизм, кадаризм, всем известный ваххабизм и др. Это и есть то место, где, спотыкаясь, берут свое начало эти течения. А для того, чтобы мы смогли построить свое правильное убеждение по поводу смысла этих аятов, мы должны следовать имамам  ахлу сунны, таким как Абуль-Хасан аль-Ашъари и Мухаммад аль-Матуриди. Их книги, рассказывающие о правильном вероубеждении и описывающие атрибуты  Аллаха , признаны всеми большими алимами и имамами.

В наше время часто встречаются люди, относящиеся к числу ваххабитов и распространяющие свои заблуждения, которые трактуют аяты "Муташабихат" неправильным образом, приписывая Всевышнему сифаты, не соответствующие Его Величию, уподобляя Его Им же созданным творениям. Они приписывают Всевышнему руки, глаза и другие части тела, определенную форму, место и т. д. Также они утверждают, что в Коране нет иносказательных аятов, а всё понимается и переводится так, как читается. Они приводят в  качестве довода аяты, ниспосланные по отношению к кяфирам, безбожникам, язычникам, и, согласно этому, выносят решение для мусульман, тем самым сея среди них смуту и раздор. Они не дают им разъяснение, согласно тафсирам имамов и всеми признанных истинных алимов.

Алимы ахлу сунны – последователи вероубеждения имама Аль-Аш`ари и Аль-Матуриди, дают разъяснение по поводу ниспосланных аятов, описывая атрибуты Всевышнего Аллаха. В Коране есть аяты с иносказательным смыслом, прямой перевод которых дает следующее значение: в суре "Таха" в пятом аяте пишется (смысл): "Милостивый – Он утвердился на троне". В аяте 88 суры "Аль-Касас"  говорится (смысл): "Все, что есть, гибнет, кроме Его (Аллаха) лица". Также существует аят, в котором говорится (смысл): "Рука Аллаха поверх их рук" (сура "Аль-Фатх", аят 10). По поводу толкования этих аятов есть два мнения, которых придерживаются алимы. Это мазхаб Ас-Салафа и мазхаб Аль-Халафа. К мазхабу Ас-Салафа относятся алимы первых трёх столетий, а к мазхабу Аль-Халафа относятся последующие за ними алимы.

Алимы из мазхаба Ас-Салафа говорят, что истинный смысл этих аятов, где описываются части тела, место или состояние, знает только Всевышний Аллах. Он пречист от всего того, что не подобает  Ему, мы уповаем на Него и принимаем с верой то, что исходит от Него.

Однажды спросили имама Малика по поводу иносказательного аята 5 суры "Таха". Переведя его дословно, как это делают некоторые заблудшие, получим: "Милостивый – Он утвердился на троне" (сура "Таха", аят 5), на что он ответил, что дать определение смыслу слова "истава’", т. е. в переводе "утверждение на троне"  непостижимо здравому уму, но верить этому – обязательство му'мина, а спрашивать про это является нововведением. Передают от Мухаммада ибн Хасана, что все алимы от востока до запада сошлись во мнении, что верить аятам, которые описывают сифаты Всевышнего без толкования, разъяснения и уподобления Его кому-либо из Его творений, является обязанностью каждого мусульманина. Имам Тирмизи по этому поводу говорит, что такие имамы, как Суфяну Саври, имам Малик, ибн аль-Мубарак, ибн Унайнат, Вакиъ и другие,  рассказывали эти аяты  таким образом, каким они были ниспосланы. Но, если говорить о том, какое разъяснение дают этим аятам алимы мазхаба Аль-Халафа, то при толковании этих аятов они придерживаются слов, подобающих Его величию. Например, смысл слова "истава’" не означает "утвердился", как трактуют это приверженцы вахаббизма, у этого слова в арабском языке около 18 значений, одно из которых – "владеет".

Смысл: "Рука Аллаха  поверх их рук" (сура "Аль-Фатх", аят 10). Трактуя этот аят, говорят, что рука Всевышнего, описанная в аяте, означает могущество, силу и мощь Всевышнего Аллаха, и что всё находится под его усмотрением и распределением. Он – Дающий кому хочет и Удерживающий от кого хочет. Аят 88 суры "Аль-Касас": "Все, что есть гибнет, кроме Его (Аллаха) лица", они трактуют: "Всё, кроме Аллаха , гибнет. Аллах  вечен". Таким образом, алимы мазхаба Ас-Салафа, толкуя, стараются не объяснять аяты "Муташабихат".

Алимы мазхаба Аль-Халафа из-за появившихся разных заблудших течений были вынуждены дать правильное толкование этим аятам для того, чтобы они не смогли вводить мусульман в заблуждение, расшатывая их убеждение. Особенно это актуально в наше время, когда распространилось обвинение простых мусульман в заблуждении, а ещё хуже в неверии (куфр).

Да убережет нас Всевышний Аллах от подобных заблуждений и сделает нас из числа тех, кто находится на правильном пути вероубеждения. Амин.

 

Пресс-служба МРОМ Воронежа

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: