Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-11-11

А. Садриев: Каждый мусульманин должен нести ответственность за содержание мечети


В ближайшие месяцы в механизме работы Духовного управления мусульман Европейской части России и его территориальных подразделений грядут серьезные реформы. О сути предстоящих нововведений рассказал руководитель Отдела по работе с местными религиозными организациями и образования ДУМЕР Арслан Садриев.

- В нашей стране бурно идет процесс строительства мечетей, однако известно, что механизмы их работы еще не до конца налажены. Расскажите, как живет современная российская мечеть?

В России сегодня существует более 7000 мечетей. Однако большинство из них пустуют, они закрыты. То, что мечети в больших городах переполнены, также не показатель.

В советские времена шутили, что для того, чтобы холодильник советского человека ломился от продуктов, надо производить маленькие холодильники. В российской столице происходит как раз так, как в этом анекдоте: мусульман в столице 1.5 миллиона человек, примерно столько же, сколько в Татарстане. Только в Татарстане 1000 мечетей, а в Москве – 4.

Поэтому они и переполнены. А в сельской местности подавляющее большинство мечетей - на замке. Потому что мечети в селах фактически не нужны, нет людей, желающих их посещать.

Хочу отметить также, что очень глупо поступает тот, кто стремится построить мечеть в своей родной деревне, из которой вся семья его уже давно выехала и никогда не вернется. Но просто он хочет ее там построить. Спонсор тратит деньги на строительство, а в последующем мечеть стоит невостребованная. Это - высокомерие. Мусульманин должен делать полезные вещи не ради себя, а ради своей уммы.

- В чем Вы видите причину невостребованности мечетей и как можно выйти из этой ситуации?

Причина в том, что большинство людей, называющих себя мусульманами, сегодня далеки от Ислама и его культурных традиций, моральных устоев, а значит, и от потребностей и обязанностей мусульман. А одной из основных таких потребностей и обязанностей является совершение молитвы, для чего и существуют мечети.

Реально практикующих мусульман в России гораздо меньше, чем «этнических». Выход из этой ситуации, когда мечети пустуют – развитие исламского образования.

- Но ведь наполняемость мечети – это забота имама данной общины, мечети?

Действительно религиозная община прирастает только благодаря грамотной работе имама, который своей проповедью, если не привлекает новых, то возвращает в лоно Ислама тех людей, которые считают себя этническими мусульманами. Все зависит от профессионализма имама. К неграмотному, малознающему, непрофессиональному имаму не пойдут люди. Однако имама с высокой квалификацией нужно обеспечить и заработной платой, соответствующей его уровню профессионализма.

Человек не может требовать от другого отдачи, сам при этом ничего не делая. Наполнение мечетей, обеспеченность имамами напрямую зависит от желания тех людей, для которых это все существует. Если вы желаете иметь мечеть, а в ней грамотного имама, за это надо платить.

В наших реалиях зачастую получается замкнутый круг: есть группа людей, которые хотели бы создать религиозную организацию, для этого им нужен квалифицированный имам. Однако чтобы нанять такого специалиста за определенную плату, нужно, чтобы в общине уже было определенное количество людей, ведь надо быть в состоянии платить имаму достойную зарплату. Но такого количества людей в общине пока нет – ведь она только-только организуется.

- Каким образом можно разорвать «порочный круг»?

Мы планируем изменить ситуацию к лучшему введением контрактной системы обучения имамов. Во-первых, начиная с нового учебного года, получение высшего и средне-профессионального исламского религиозного образования будет осуществляться в Московском исламском институте на контрактной основе. То есть за обучение студента надо будет платить.

Предусмотрено три схемы оплаты: первая, когда студент получает образование за личные средства, вторая – за обучение будущего имама платит его махалля, то есть первичная религиозная организация, куда по получении диплома молодой специалист обязуется вернуться на работу. Возможен и третий путь – когда молодой человек обучается за счет Совета муфтиев России, однако затем он должен будет отправиться на работу в ту общину, куда направит его СМР, на срок не менее трех лет.

Все это оговаривается в контракте, так же как и заработная плата будущего имама, которая, по нашим планам, должна составлять не менее 300 долларов в месяц.

Внедрением этой системы мы планируем решить еще одну проблему. В данное время, когда религиозное образование в России целиком бесплатно, от него идет очень маленький процент отдачи на развитие самой уммы.

Дело в том, что лишь небольшой процент наших выпускников идут работать в мусульманские организации. Время, средства и усилия, потраченные на их обучение, для уммы потеряны. Когда образование станет платным, молодые люди будут задумываться о том, для чего они поступают к нам учиться.

- В таком случае, каков должен быть алгоритм действий первичной религиозной организации, скажем, мечети?

Есть два варианта – либо община находит из своей среды молодого человека, желающего стать в будущем имамом и вернуться туда работать. Тогда община и оплачивает его обучение. Либо община ищет подходящую кандидатуру среди студентов старших курсов.

У нас есть стабильные общины, вставшие на ноги в течение последних 10 лет, которые, собирая по крупицам средства выстроили мечеть, а теперь имеют возможность обеспечить молодого имама жильем и достойной зарплатой. Если это пока не твердо стоящая на ногах община, то вышестоящее духовное управление мусульман должно помогать ей со средствами.

Я хочу подчеркнуть, что до 1917 года мусульманская община не регистрировалась и не имела права сроить мечеть, пока она не предоставляла в письменном виде гарантии того, что имеет возможность содержать настоятеля и культового заведения.

В принципе, мы к этой системе должны вернуться: существует определенная группа лиц, располагающая прозрачным годовым бюджетом, которая регистрируется и сама отвечает и за мечеть и за содержание имама. Бюджет этот может складываться из членских взносов, целевых пожертвований.

Каждый мусульманин должен нести ответственность за содержание своей мечети и имама. Каждый в разной степени в зависимости от своего достатка, но каждый должен.

- Что мешает функционированию системы членских взносов, к примеру, для оплаты услуг имама, в наше время?

«Хромает» первичный уровень. Созданы духовные управления мусульман, их районные подразделения – мухтасибаты, а уровень приходов – махаллей до сих пор слаб. Это происходит от того, что люди не осознают себя причастными к какой либо религиозной общине.

Во всей стране единицы мусульман могут причислить себя к определенной общине. Как правило, в махалле имеется максимум 10 человек, которые выявили себя при ее регистрации. И то, нет гарантии, что на этих людей можно положиться.

В махалле нужны реальные ее члены, которые твердо себя причисляют к этой организации. И мечети надо строить из реального количества людей, которые выразили свое твердое намерение в нее ходить, при желании сделать пожертвование, жертвовать именно в эту мечеть.

Если мусульманин не имеет достаточного религиозного образования, то для исполнения мусульманских обрядов, таких как бракосочетание, наречение имени и других, он обращается в эту мечеть. Если мусульманин несет материальную ответственность за содержание «своей» мечети и имама, то внутри общины все для него делается бесплатно. Неимущим членам общины выделяется помощь из общего бюджета.

- Однако такая жесткая структуризация должна повлечь за собой, во-первых, повышенные требования к квалификации имамов, во-вторых, более строгий контроль за средствами, поступающими в мечеть…

Каждая мечеть должна иметь как минимум двух имамов в штате, имеющих средне-профессиональное религиозное образование, а лучше, если один из них имеет высшее религиозное образование. С сожалением приходится констатировать, что сегодня большинство наших имамов - пенсионеры.

Если имам - пенсионер, не получивший классического религиозного образования, ему и передать своей пастве нечего, он не сможет взрастить новое поколение. Известны случаи, когда имамы «прикарманивали» деньги, пожертвованные прихожанами. Их, в какой то степени, можно понять, ведь «белая» зарплата у имамов мизерная.

Для того, чтобы скорректировать такое положение, в Совете муфтиев России принято решение об обязательной аттестации всех имамов. Она начнется в сентябре 2006 года. Аттестация будет проводиться в столицах субъектов федерации, по ее итогам имамам будут даны рекомендации на получение образования в том или ином мусульманском религиозном учебном заведении.

Данный процесс будет проходить параллельно с аттестацией начальных, средних и высших исламских учебных заведений. Процесс уже начался, однако пока аттестованы только два исламских вуза – Московский исламский университет и Российский исламский университет.

Кроме того, в ДУМЕР проводится еще одна реформа – отныне местные религиозные организации должны будут ежегодно отчислять 5% своего годового бюджета в фонд вышестоящей религиозной организации. Именно из этого фонда планируется финансировать программы по подготовке имамов для общин.

Нужно понять, что духовное управление мусульман – это не «глобальный попрошайка», который бесконечно ищет средства у крупных спонсоров, в том числе и за рубежом. Религиозные организации должны существовать за счет внутренних ресурсов уммы. Роль духовных управлений состоит в координации и правильном распределении этих средств.

Сейчас все новые религиозные организации регистрируются с условием перечисления 1/20 бюджета в вышестоящий орган, а старые общины будут включаться в эту систему по мере своего «созревания».

- При условии, что все вышеназванные реформы будут успешно воплощены в жизнь, к какому году ожидается качественный скачок в функционировании исламских общин?

Боюсь, это произойдет не раньше 2024 года

Беседовала Диляра Рахимова
Ислам-Инфо

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: