Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-09-26

Мечети Тамбовщины!



0332.jpg

Как мало мы знаем о своей стране, о своем народе, его истории и географии, прошлом и настоящем…Что приходит на ум при упоминании Тамбовской области? Наверное, самое первое – «тамбовский волк тебе товарищ».

Именно «тамбовский волк», да еще кровопролитный антоновский мятеж исчерпывают круг знаний среднестатистического российского обывателя об этом уголке Черноземья. Между прочим, сами жители этого региона этим волчьим эпитетом гордятся и ничуть его не стесняются, как не стесняются они и легенды о своем полутатарском происхождении, бытующей среди них. Но, помимо легенды, в Тамбовской области есть и другие, уже совсем не легендарные, живые свидетельства ее татарской, мусульманской истории.

Среди них, конечно же, стоит выделить село Татарщино с его уникальной историей и этнографией, Татарский вал в паре километров от областного центра, но едва ли не самым интересным является история села Энгуразово в Уваровском районе и его мечети.

Когда едешь по Тамбовской области, поражает колоссальная незаселенность ее просторов. Скажем, в Башкортостане, Татарстане или на юго-востоке Нижегородской области плотность сельского населения несоизмеримо выше, не говоря уже про Подмосковье. Здесь же расстояния между соседними деревнями колоссальные (их, конечно, не сравнить с Красноярским краем или Забайкальем, но и местность не та все-таки). Поля, не всегда обработанные, живописные холмы, лесополосы сменяют друг друга, и на их фоне изредка попадаются деревни. На юге же Тамбовщины села тем более редки, и лисы, выбегающие из лесополос на автостраду, столь же часты, как в Подмосковье собаки или кошки. Вот на этих просторах поселились на рубеже 18 и 19 веков проезжавшие здесь из года в год на Борисоглебскую ярмарку богатые татарские купцы из Темникова, что в нынешней Мордовии. Как рассказывают потомки первопоселенцев, им очень понравилась красота здешних мест. Проезжая здесь же сейчас, вполне можно их понять. Как говорят, первые 4 семьи, переехавшие сюда из Мордовии, были весьма состоятельными, о чем свидетельствует поголовье их скота – по 18-20 голов коров и столько же лошадей. Благо, что места, где этот скот разводить, здесь было более чем достаточно – до ближайшего села Моисеево-Алабушка (называемом местным русским населением совершенно на татарский манер – Мусей-Алабушка) километров 30, а до райцентра Уварова – и все 60.

Что первым делом делали татары, поселившись на новом месте? Правильно, строили мечеть, причем делали это, пусть неофициально, даже при советской власти, а уж в то время, когда это можно было сделать вполне легально, и подавно. Первая мечеть в Энгуразово была построена в 19 веке, и с самого начала имамами в ней были представители семьи Бахтеевых, три поколения которых учили своих односельчан религии. Но в 1912 году мечеть сгорела во время пожара. Взамен старой энгуразовцы быстро построили новую, невзирая на начавшуюся войну и последовавшую за ней революцию.

Именно во время гражданской войны, называемой на Тамбовщине антоновщиной, и проходившей здесь с особым ожесточением, была разрушена мечеть в другом татарском селе области – Татарщине. Но Всевышний сохранил энгуразовскую мечеть от всяких разрушений. После гражданской войны пришли самые тяжелые для религии времена. И тогда случилось действительно невероятное событие. Как известно, половина населения страны как в каком-то диком припадке рушила все то наследство, что их предки копили годами и веками – закрывали и ломали храмы, сажали и убивали носителей знаний. Не была исключением и тамбовская земля.

В 1930- х годах в Энгуразово явилась делегация мужиков из соседнего села Моисеево-Алабушки. Явились для того, чтобы закрыть мечеть. Но эта попытка оказалась тщетной – в состоявшейся массовой драке между жителями двух сел энгуразовцы оказались победителями и прогнали своих соседей. Впоследствии, по воспоминаниям самих алабушкинцев, они предпринимали еще три попытки закрыть или сломать мечеть в Энгуразово. Первый раз они повернули назад, потому что им показался непроходимый лес у них на пути, второй – озеро, которого здесь никогда не было. После третьего раза, когда перед их глазами появились «какие-то солдаты в зеленых халатах и с белыми повязками на головах», деревенские старожилы строго-настрого запретили молодежи соваться в Энгуразово.

Конечно, мы не можем сейчас проверить эти рассказы, но факт остается фактом – мечеть в Энгуразово никогда не закрывалась и продолжала действовать. При этом она не значилась в списках Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, то есть существовала неофициально. Конечно, в советский период ислам в Центральной России был, пусть даже будучи загнанным в подполье, он продолжал существовать. Были и подпольные мечети, но все они располагались в частных домах, но не в мечетях.

И только в Энгуразово – единственном населенном пункте современного Центрального федерального округа, мечеть продолжала существовать в прежнем своем статусе, не будучи при этом зарегистрированной. Между прочим, в советские времена на пятничный намаз ходило по пятьдесят человек, что для тех времен представляет достаточно большое количество.

Сегодня на смену обветшавшей старой мечети, готовящейся справить свой столетний юбилей, почти построена новая. Особо примечательно то, что все без исключения средства на ее строительство выделены жителями самого Энгуразово или выходцами отсюда. В настоящее время на новой кирпичной мечети возводится минарет.

Место имамов из семьи Бахтеевых занял молодой мулла Рустам Курамшин, выросший в религиозной семье и даже ездивший на все джума из райцентра Уварово во время своей учебы в техникуме (60 километров!). Несмотря на то, что многие жители Энгуразова уехали из села, жизнь в нем продолжается. Его поля никогда не пустели и не зарастали бурьяном, как во многих русских деревнях той же области, и есть надежда на оживление жизни в этом дальнем татарском анклаве.

Именно на примере Энгуразова видно, как наш народ способен выжить и в изоляции (до «соседнего» Татарщино километров 200, а до Пензенской области, где компактно проживают татары, и того дальше) и в условиях тотальной борьбы с религией. Пример жителей Энгуразово и их борьбы за свою мечеть должен остаться в анналах нашей истории.

http://www.islamtambov.ru

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: