Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-16

Хадис второй "О столпах Ислама"


Абдаллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджжа и соблюдении поста в рамадане».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

1 - Передатчик этого хадиса.

Им является Абу Абд ар-Рахман Абдуллах бин Умар бин аль-Хаттаб аль-Кураши аль-Адави, брат матери правоверных Хафсы, да будет доволен Аллах ими обоими. Он родился вскоре после начала осуществления Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, его пророческой миссии (ба’са) и переселился из Мекки в Медину в возрасте десяти лет. Абдаллах бин Умар выделялся среди сподвижников своими познаниями, умом и рвением в делах поклонения Аллаху, а также тем, что он в большей степени, чем многие другие, следовал примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Что же касается количества переданных с его слов хадисов, то в этом отношении его превосходит один лишь Абу Хурайра. Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, умер в 73 году хиджры. Он принимал участие во всех военных походах пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 - Вопросы, затронутые в этом хадисе.

Вопрос первый: смысл слова “ислам”.

Ислам есть предание себя Аллаху, что выражается в признании Его Единственным Богом, подчинение Ему, что

выражается в исполнении религиозных обязанностей, непричастность к многобожию и поклонение Аллаху только так, как это было узаконено Им.

Ислам подразумевает собой веру точно также, как вера подразумевает собой ислам, и эти понятия относятся к числу тех, которые совмещаясь, разделяются, а разделяясь, совмещаются. Если упоминается одно из них, то это касается и другого, а если они объединяются, то каждое из этих понятий приобретает свой смысл, поскольку ислам в первую очередь имеет отношение к внешним действиям, в то время как вера прежде всего связана с делами сокровенными и с убеждениями. Именно поэтому в данном хадисе о столпах ислама говорится как о внешних действиях, связанных с использованием различных частей тела, и точно также говорится об этом в известном хадисе, где сообщается о том, как Джибрил задавал Вопросы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в то время как вера и в этом, и во многих других хадисах толкуется как нечто, имеющее отношение к деятельности сердца.

Вопрос второй: что подразумевается под столпами?

Столпом называется то, что служит опорой для чего-то другого, или же, скорее, наиболее крепкая часть той или иной вещи. Вот почему Лут, благословение и мир ему, как упоминает об этом Всевышний в Коране, сказал:

لَوْ أَنَّ لِي بِكُمْ قُوَّةً أَوْ آوِي إِلَى رُكْنٍ شَدِيدٍ

О, если бы у меня была сила против вас или была бы у меня мощная опора! (“Худ”, 80.)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, называл молитву столпом ислама. Так, например, когда, к нему явился один бедуин из Неджда, который стал спрашивать его об исламе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил ему, что ислам основывается на молитве, соблюдении поста во время рамадана и выплате закята, поскольку хаджж к тому времени ещё не был вменён в обязанность мусульманам. И каждый раз, когда он упоминал об одном из этих столпов, бедуин спрашивал: ”А должен ли я делать что-нибудь еще?”-, пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, отвечал ему: ”Нет, если только сам ты не пожелаешь этого”. А после этого бедуин ушёл, повторяя: ”Клянусь Аллахом, ничего я не убавлю и не добавлю к этому!”-, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Он преуспеет, если говорит искренне!» (Или же: «Он войдёт в рай, если говорит искренне!»)

Этот хадис и аль-Бухари, и Муслим передают со слов Тальхи, да будет доволен им Аллах, и из его содержания следует, что вышеупомянутые действия подобны стенам, и если они будут подняты, то в целом будет возведено и здание ислама, после чего к нему останется добавить лишь некоторые украшения и дополнения.

Вопрос третий: связь ислама с внешними действиями.

Из содержания этих хадисов со всей определённостью следует, что вышеупомянутые действия относятся к числу тех, которые доступны взорам других людей, то есть к действиям, совершаемым посредством различных частей тела человека. Наиболее ясно выражено это в хадисе, где сообщается о том, как Джибрил задавал пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Вопросы об исламе, вере, чистосердечии и признаках приближения дня воскресения. В этом хадисе говорится о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отнёс ислам к числу внешних действий, а веру — к деятельности сердца, иначе говоря, к делам сокровенным. Именно поэтому совершение дел, имеющих отношение к исламу, то есть тех дел, свидетелями которых могут стать другие люди, стало гарантией защиты жизни, имущества и чести мусульманина, ведь только по этим делам люди и могут судить о человеке.

В обоих “Сахихах”, а также и иных сборниках хадисов, приводится хадис, передаваемый со слов Ибн Умара, Абу Хурайры, Джабира и некоторых других сподвижников, да будет доволен ими Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мне было велено сражаться с этими людьми1 до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, если же они будут делать это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которые окажутся доступными для других лишь по праву ислама2, а отчет с них после этого вправе будет потребовать один лишь Аллах Всевышний».

А в “Сахихе” Муслима приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Для каждого мусульманина неприкосновенными должны быть жизнь, имущество и честь других мусульман».

Вопрос четвёртый: другие дела, имеющие отношение к исламу.

Дела, имеющие отношение к исламу, не ограничиваются одними лишь пятью вышеупомянутыми действиями, являющимися не чем иным как столпами этой религии. Наряду с этим существует и множество других дел, совершение которых относится к числу признаков того, что человек исповедует ислам, и в “Сахихе” аль-Бухари также, как и в других сборниках, приводится много хадисов, подтверждающих эту мысль. Так, например в одном из таких хадисов сообщается, что в ответ на Вопрос о том, кто исповедует ислам наилучшим образом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”Тот, кто не причиняет другим мусульманам вреда своим языком и своими руками”. В другом же хадисе говорится о том, что когда пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: ”Какое из проявлений ислама является наилучшим?”-, он ответил: ”Лучшее проявление ислама состоит в том, чтобы угощать других людей и приветствовать тех, кого ты знаешь и кого не знаешь”.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: