Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
укусы паразитов оборонстрой проект - свежая информация у нас на сайте
2009-10-16

Хадис первый "О намерениях"!


   

“Поистине, дела оцениваются по намерениям...”

Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, дела связаны с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, переселявшийся к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради обретения мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине, переселится к тому, что являлось целью его переселения».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

1 - Передатчик этого хадиса:

Им является повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб бин Нуфайль бин Абд аль-Узза аль-Кураши аль-Адави, праведный халиф, который нашел мученическую смерть за веру у михраба во время молитвы в мечети. Он был лучшим из членов этой общины после Абу Бакра, и яявлялся одним из тех десяти, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае. Он относился к числу наиболее знатных, влиятельных и известных курайшитов, и Аллах укрепил им ислам, когда он принял эту религию по призыву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе с которым он принимал участие во всех походах и сражениях. После смерти Абу Бакра он правил халифатом в течении десяти лет, и за

это время было одержано множество побед, а территория исламского государства значительно расширилась. Он был лысым, одинаково хорошо владел обеими руками и выделялся среди других людей высоким ростом и весьма смуглым цветом кожи. В тринадцати случаях аяты Корана подтверждали правильность высказанного им ранее мнения, что касается, например, ношения покрывала женщинами, запрета на совершение молитв за лицемеров, необходимости казни всех взятых в плен во время битвы при Бадре и избрания места стояния Ибрахима местом молитвы. Сила его была такова, что шайтан предпочитал не ходить теми путями, которыми ходил он. Огнепоклонник Абу Лю’лю’а заколол Умара, да будет доволен им Аллах, кинжалом, когда за четыре дня до окончания месяца зу-ль-хиджжа 23 года хиджры он проводил с людьми утреннюю молитву. Он скончался от ран в возрасте шестидесяти трех лет и был похоронен рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, в доме Аиши.

2 - Величие этого хадиса:

Все авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис является достоверным. Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им, сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином. В этом хадисе сформулирован один из важнейших принципов религии ислама, а имам аш-Шафи’и сказал: ”Этот хадис заключает в себе треть знания”.

Имам Ахмад сказал: ”Основу ислама составляют собой три хадиса” -, упомянув этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ”Тот, кто внесёт нечто новое в наше дело...”, а также хадис, начинающийся со слов: ”Дозволенное очевидно...”

Исхак бин Рахавийа сказал: ”Четыре хадиса составляют собой основу этой религии” - , имея в виду те хадисы, о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается словами: ”Каждый из вас формируется в утробе своей матери...”

То же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

3 - Вопросы, затронутые в этом хадисе:

Вопрос первый: что означает “намерение” (нийа) и что под этим подразумевается?

В общеупотребительном смысле слова “намерение” означает “стремление” или “желание”. Аллах Всевышний сказал:

مِنكُم مَّن يُرِيدُ الدُّنْيَا وَمِنكُم مَّن يُرِيدُ الآخِرَةَ

Были среди вас те, кто желал мира этого, и те, кто желал мира вечного. (“Семейство Имрана”, 152.)

Что же касается слова “намерение” как термина, использовавшегося знатоками сунны, то под этим понималось различение (“тамййиз”), иначе говоря, определение для самого себя цели совершения того или иного действия, что подразумевало собой чёткое представление о том, ради чего оно совершается: ради Аллаха, ради чего-то иного или же ради того и другого вместе. В фикхе же под “намерением” понимается отделение одних видов поклонения от других, примером чему может служить отделение поста в рамадане от постов, соблюдаемых в любой иной период времени.

Вопрос второй: что подразумевается под делами?

Имеется в виду совершение или несовершение всех обязательных, желательных, допустимых, отвергаемых или же запрещаемых шариатом действий.

Зайд аш-Шами сказал:

- Поистине, хотел бы я, чтобы каждому из моих действий предшествовало определённое намерение, даже если речь будет идти о еде или питье.

В обоих “Сахихах”1 приводятся слова Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, что бы ни потратил ты ради Аллаха, ты обязательно получишь за это свою награду, даже если речь идёт о том кусочке, который положишь ты в рот собственной жены!»

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, также считал, что под “делами” подразумеваются дела поклонения Аллаху.

Вопрос третий: побуждение к формированию правильного намерения.

Этот хадис имеет форму сообщения, однако смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состоит в том, чтобы обратить внимание на важность обладания определённым намерением, уделения внимания этому Вопросу и необходимость стремления к формированию благих намерений, что может сделать действия, совершаемые человеком, полезными. Таким образом, смысл этих слов состоит в указании на то, что любое действие должно преследовать определённую цель и предваряться определённым намерением.

Вопрос четвёртый: действие следует за намерением, а воздаяние является следствием и того, и другого.

Некоторые из знатоков сунны считали, что слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “...каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести” -, подтверждают собой то, что было сказано им до этого, и означают то же самое, однако на самом деле эти слова заключают в себе новый смысл, а именно: воздаяние, которое получит человек за свои действия, будет соответствовать его намерениям, в то время как предыдущие слова указывают на то, что действия связаны с намерениями и устремлениями. Таким образом, первые слова как бы указывают на то, что дел без намерений не бывает, смысл же вторых состоит в том, что намерениям будет придаваться не меньше значения, чем совершенным действиям как таковым, и расчет с человеком будет произведён по намерениям его.

Ибн Абд ас-Салям сказал:

— Первая часть этой фразы поясняет собой, что именно из относящегося к делам будет приниматься в расчёт, а вторая -что из этого следует.

Что же касается Ибн ас-Сам’ани, то он сказал:

— Вторая часть этой фразы указывает на то, что за действия, не имеющие отношения к поклонению, награда не полагается, если только совершивший их не намеревался совершить их в надежде приблизиться к Аллаху.

Вопрос пятый: для того, чтобы дело было принято, оно должно удовлетворять двум условиям.

Человек, прочитавший этот хадис, может решить, что для того, чтобы дело было принято, достаточно одного лишь благого намерения, однако это не так, поскольку в данном случае обязательно нужно помнить о том, что говорится в другом хадисе, который приводится в обоих “Сахихах”. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

« Любое дело того, кто совершит нечто, не соответствующее нашему делу1, будет отвергнуто ».

Таким образом, одного лишь благого намерения недостаточно, необходимо ещё, чтобы дела соответствовали руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на что указывают и слова Аллаха Всевышнего:

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

И пусть тот, кто хочет встретиться с Господом своим, вершит благие дела и не поклоняется никому больше, кроме Господа своего. (“Пещера”, 110.)

Что касается “благих дел”, то ими являются такие дела, которые соответствуют шариату, но можно привести и слова аль-Фудайля бин Ийада, да помилует его Аллах, который, услышав слова Аллаха Всевышнего:

لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا

чтобы испытать вас и увидеть, кто из вас лучше по делам своим (“Власть”, 2.), — сказал: «Здесь “лучше” означает “искреннее” и “правильнее”».

Вопрос шестой: переселение (хиджра).

В обычном словоупотреблении слово “переселение” подразумевает собой покидание или оставление. Если же говорить об этом слове как о термине, то общим его значением является “оставление страны неверных и переселение в страну ислама”, а особым - “отказ от неверия и ослушания, запрещенных Аллахом, и обращение к тому, что угодно Аллаху”. Именно на это указывают слова хадиса, передаваемого со слов Ибн Амра и приводимого в сборниках аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и Ахмада. В этом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«...а мухаджиром является лишь отказавшийся от того, что было запрещено Аллахом».

Таким образом, более подходящим в данном случае является общее значение слова “переселение”, хотя некоторые знатоки и склонялись к мнению о том, что более подходящим является особое значение этого слова, поскольку они принимали в расчёт то, в связи с чем были сказаны эти слова, однако ниже мы приводим доводы в пользу того, что их соображения были безоснова-тельными, а Аллах знает об этом лучше.

Вопрос седьмой: стремление к Аллаху едино, а прочие устремления могут быть разнообразными.

Именно поэтому в первом случае посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “...переселявшийся к Аллаху и к посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его...”-, что же касается всего прочего, то он упоминает о двух мотивах переселения: мирских благах и женщине, причём, по сути дела, это всего лишь примеры, так как подобных мотивов или устремлений может быть очень много, ведь одни, переселяясь, могли стремиться достичь высокого положения, другие - приобрести известность и так далее. В связи с этим уместно вспомнить о том, что в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, кто следует путём Аллаха:

сражающийся ради того, чтобы показать свою храбрость, сражающийся под воздействием ярости1 или сражающийся из лицемерия? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”Путём Аллаха следует сражающийся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха” — и эту мысль подтверждают также многие другие хадисы и аяты Корана.

 

Вопрос восьмой: намерение, объединяющее в себе стремление не только к Аллаху, но и к чему-либо ещё.

Аллах Всевышний сказал:

وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

Тебе и тем, кто жил до тебя, было внушено через откровение: ”Если будешь ты поклоняться и другим богам помимо Аллаха, то тщетными окажутся твои дела и будешь ты среди потерпевших ущерб. (“Толпы”, 65.)

В “Сахихе” Муслима и “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк, , сказал:

« Аллах Всевышний сказал: Я менее чем кто бы то ни было нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, а поэтому если кто-нибудь сделает нечто не только ради Меня, но вместе с тем и ради кого-то другого, Я покину и его, и его многобожие.»

Однако имам ат-Табари, ссылавшийся на мнение предшест-венников, указывал, что в расчёт следует принимать

первоначальное побуждение, так как если в основе своей намерение было связано только с Аллахом, то тщеславие и прочие вещи, которые могут примешаться к этому в дальнейшем, уже не повредят человеку.

Но наиболее предпочтительным является мнение тех знатоков сунны, которые считали, что если к первоначальному искреннему намерению в дальнейшем примешаются и другие побуждения, а человек не отвергнет их, то в результате дело его не будет иметь успеха.

4 - Причина:

Ибн Хаджар писал:

- Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек переселился из Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как такового, а для того, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других возможных намерениях людей умалчивается”.

Историю человека, переселявшегося из-за Умм Кайс, приводят также Са’ид бин Мансур и ат-Табарани, который сказал: ”Однако нет здесь ничего, свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают оснований говорить об этом и иные источники”.

Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал:

- Многие считают, что именно из-за того, кто переселился ради Умм Кайс, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине...”—, и многие поздние авторы упоминают об этом в своих книгах, однако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь основания, а Аллах знает об этом лучше.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: