Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-16

Хадис про 73 течения в Исламе


Общества, народы, цивилизации развиваются и укрепляются только в том случае, когда гарантированы свободы и сильны нравственные постулаты. Если же те или иные народы, нации духовно опустошаются и налицо их нравственная деградация и моральное разложение, то аналогичные процессы упадка и расстройства начинают происходить и на государственном уровне. Передаются следующие мудрые слова: “Когда Всевышний желает тому или иному народу блага, то Он (1) дарует власть над ними тем из их числа, кто мудр[1], (2) судейство – ученым мужам, (3) а богатства – тем из них, кто щедр [и проявит это качество для позитивного развития общества и его процветания]. В противном же случае Господь (1) ставит во главе народа глупцов, (2) судейство передает в руки невежд, (3) а богатства – в распоряжение жадных и скупых людей”[2]. После этих слов на ум приходит широко известное высказывание о том, что “люди получают тех правителей, которых заслуживают”[3].

Ранее, когда Ислам практиковался со всей широтой и глубиной заложенного в нем благородства, когда еще не был разменной картой в чьих-либо интересах, а являлся фактически образом жизни, мусульмане отличались мудростью, тактичностью, проницательностью и дальновидностью как на межгосударственном уровне, так и на уровне простого человеческого общения.

Как-то в Медине Пророк зашел в дом, где собралось большое количество знатных людей, сидя что-то обсуждавших. Увидев Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует), каждый начал тесниться и высвобождать место, чтобы он сел именно рядом с ним. Мухаммад остановился в дверях и, взявшись за [створки двери], сказал: “Главы племен! На вас огромная ответственность. Ведь руководители правят и сохраняют свою власть, пока выполняются три условия: (1) когда будут взывать к ним о милосердии, они проявят его, (2) вынося приговор, будут справедливы, (3) а подписывая какие-либо соглашения, будут обязательны в их выполнении. Если же эти условия правитель не соблюдает, то на нем проклятие Господа, ангелов и всех людей”[4].

В заключение приведу удивительно прозорливое высказывание семисотлетней давности одного из ученейших мужей исламского богословия: “Воистину, Творец даст возможность развиться справедливому обществу (сегодня таковому больше соответствует именно демократическое общество. – Ш.А.), даже если оно полностью атеистическое. И Он, Господь миров, не даст благоденствия тираническому, тоталитарному режиму и его обществу, даже если они являются верующими (мусульманами)”[5].

Нравственность с точки зрения Священного Корана и Сунны – это основной гарант (наиглавнейшая составляющая) полноценности веры и мирского существования. Нарушение возвышенной связи общества со Всевышним, а также потеря им веса и значения на мировой арене напрямую связаны с разрушением морально-нравственных устоев государства[6].

 

Вопрос. Какова достоверность хадиса, часто цитируемого среди людей как религиозно грамотных, так и малограмотных, о том, что “иудеи разделились на 71 течение, христиане – на 72, мусульмане разделятся на 73 течения, только одно из которых попадет в Рай”? Если этот хадис достоверный, то как его понимать в практическом плане?

Ответ. По данному вопросу есть хадисоведческое исследование у имама Юсуфа аль-Кардави. Думаю, что просмотреть его и проанализировать будет достаточно для ответа на поставленный вопрос.

1.      Несмотря на то что хадис имеет очень важное смысловое значение, он отсутствует в обоих самых авторитетных сводах хадисов: своде имама аль-Бухари и в своде имама Муслима. То есть он не является достоверным по тем критериям, по которым происходил отбор этими выдающимися богословами-мухаддисами.

2.      В наиболее распространенном варианте хадиса, переданном Абу Хурайрой, говорится о разобщенности мусульман и количестве течений. При этом оговорка, что “все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения”, отсутствует[7]. Некоторые хадисоведы говорили о достоверности риваята (версии хадиса), переданного Абу Хурайрой. Однако такие ученые, как например Ибн Хаджар, аз-Захаби и другие, занимавшиеся подробными исследованиями достоверности слов, приписываемых Пророку, утверждали, что этот хадис нельзя считать достоверным по причине несоответствия критериям достоверности одного из передававших его.

3.      Что же касается риваятов, где в конце говорится о том, что “все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения”[8], то эти версии недостоверны иснадом (цепью передававших). Если кто-то и говорил об их достоверности, то он имел в виду ту частичную достоверность (хасан ли гайрихи), которая предположительно может быть, когда по одному вопросу имеется несколько недостоверных хадисов. Но такого рода предположительно достоверные хадисы принимаются во внимание тогда, когда смысл их соответствует общему духу веры и не вступает в противоречие с аятами или уже точно достоверными хадисами. А упомянутое повествование вступает в противоречие со многими религиозными положениями и является весомой причиной и импульсом к разжиганию смут и смертоносных конфликтов, где каждая из сторон будет приписывать себе избранность пред Богом и безжалостно оскорблять, унижать и уничтожать противоборствующую сторону, с уверенностью в их неверии и безбожии. Исламские ученые говорили: “Страшитесь стать ослепленными и обманутыми словами: “все будут обитателями Ада, кроме последователей одного течения”. Это недостоверное дополнение противоречит религиозным правилам, и наиболее вероятно, что оно было специально внедрено атеистами-безбожниками”.

4.      Также немало исламских ученых-богословов как прошлого, так и настоящего указывали на смысловую недостоверность текста хадиса.

Та часть человечества, которая последовала за заключительным посланником Творца, упоминается в Священном Писании как “наилучшая” из тех, что когда-либо следовали за пророками и посланниками (см. Св. Коран, 3:110). А текст хадиса говорит о том, что мусульмане окажутся хуже иудеев и христиан, так как разделятся на большее количество течений. Об иудеях сказано в Писании: “Мы [говорит Господь] пустили меж них враждебность и ненависть [друг к другу] до Конца Света” (Св. Коран, 5:64), а о христианах: “Мы взяли ранее обещание с тех, кто говорил “мы – христиане”, а они забыли о том, что напоминалось им [в том числе и о приходе последнего Посланника]. [За проявление такой непокорности] Мы посеяли между ними враждебность и ненависть [друг к другу, то есть между представителями разных христианских течений, и не закончится это] до Конца Света. В последующем [в Судный День] Всевышний объявит им о том, что они делали” (Св. Коран, 5:14). Что же касается последователей заключительного Посланника, то о них нет такого рода повествований в Священном Коране.

Также история не подтверждает того, что иудеи и христиане когда-либо разделялись на такое большое количество течений.

К тому же упомянутое повествование указывает на то, что подавляющая часть мусульман окажется в Аду, а это явно вступает в противоречие со многими аятами и хадисами, где, например, говорится о том, сколь значительно будут помилованы последователи последнего Пророка, а также о том, что они будут составлять одну третью часть обитателей Рая, а в некоторых хадисах – половину.

5.      Даже если принять во внимание некоторую достоверность первой части хадиса, то она никак не говорит о постоянстве такого рода разделений до Конца Света. А также не указывает на то, что отделившиеся и отклонившиеся перестанут быть мусульманами.

6.      Да, были радикальные течения, которые объявляли себя единолично правыми, смотрели на всех остальных враждебно, с ненавистью. Однако они не имели продолжения и мимолетно упоминались в истории[9].

 

***

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) говорил: “Верующий (мусульманин) является братом [по вере] для другого верующего. Не имеет права один из них предавать и обманывать другого, лгать ему и оставлять без помощи. Мусульманин не имеет права посягать на честь, жизнь и имущество другого[10]. Набожность вот здесь, – при этом Пророк трижды указал на грудь[11]. –  Предостаточно человеку зла, если он презирает или неуважительно относится к брату по вере”[12].

А что касается уважения к старшим и снисхождения к младшим, то, думаю, будет достаточно следующих слов посланника Божьего: “Не из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим, а также тот, кто не почитает и не уважает старших”[13].


[1] В другом риваяте сказано: “… тем из их числа, кто кроток и терпелив”.

[2] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 30, хадис № 391, “да‘иф”; аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим [Нравственность мусульманина]. Дамаск: аль-Калям, 1998. С. 33.

[3] См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 398, хадис № 6406, “да‘иф”.

[4] Св. х. ат-Табарани. См.: Аль-Газали М. (наш современник). Хулюк аль-муслим. С. 33.

[5] См.: Там же.

[6] См.: Там же.

[7] См. своды хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббана и аль-Хакима. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 78, хадис № 1223, “сахих”; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]: В 2 т. [б. м.]: ар-Райян ли ат-турас, [б. г.]. Т. 2. С. 1321, хадис № 3991; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 429, хадис № 3991; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4596.

[8] См., например: Ибн Маджа М. Сунан: В 2 т. Т. 2. С. 1322, хадисы № 3992, 3993; Ибн Маджа М. Сунан. (Рияд). С. 429, хадисы № 3992, 3993; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 503, хадис № 4597.

[9] См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 3. С. 83–87.

[10] Данный хадис акцентирует внимание на отношениях между верующими. Что касается отношений с неверующими, то положения остаются такими же, только здесь уже присутствует общечеловеческое братство, о котором не раз говорится в Священном Писании и предании Пророка. Например: “Верующий (му’мин) – это тот, с кем люди [будь то мусульмане или немусульмане] не опасаются за себя и свое имущество”.

[11] То есть корни набожности и богобоязненности формируются не в словах, религиозных терминах, отдельных поступках или арабских одеяниях, а из благородных качеств и характеристик души.

[12] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге “Сады благонравных”]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 204, хадис № 236/13; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 569, хадис № 1932, “хасан”.

[13] См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 568, хадисы № 1925, 1926.

По материалам http://www.umma.ru

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: