Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-11-02

Важность Джамаата . Раздел книги.


Как написано в начале книги, многие люди намаз читают, но не соблюдают джама’ат. Хотя точно так же, как и о самом намазе, мы получили сильные предостережения от Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), таким же образом есть жесткие предупреждения о джама’ате. В этой главе также две части. Первая часть о ценностях джама’ата, вторая — о предостережениях о пропуске джама’ата.


НАГРАДЫ ЗА ДЖАМАAТ
‘Абдулла бин ‘Умар (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорит: «Намаз с джама’атом лучше, чем намаз по отдельности, в 27 раз».
Когда кто-то читает намаз, и читает его с намерением получить награду от Аллаха, то пусть он по слабой отговорке не читает его дома, а идёт в мечеть. В этом нет никакой трудности и тяжести, но насколько большую награду он получит. Кто же будет таким что, когда он может получить 27 рублей вместо одного, то откажется от этого. Но что касается религии, то мы не обращаем внимания на такие большие вещи. Что может являться другой причиной этого, кроме как наше безразличие к религии, и что её прибыли не являются прибылью на наш взгляд? В мирской торговле, когда можно получить прибыль в 10 или 20 копеек с рубля, мы весь день усердно трудимся. Торговля для ахирата, когда прибыль вырастает в 27 раз, для нас является трагедией. Считается, что из-за того, что идешь на намаз с джама’атом, будет убыток в магазине, говорится, что будет убыток в торговле, также говорится, что возникает трудность в том, что надо закрывать магазин. Но для тех, у кого есть осознание величия Аллаха, удовлетворенность обещаниями Аллаха, хоть какая-то ценность наград и саваба, эти мелочи не будут препятствием и не имеют для них никакого значения. Таких людей Аллах Та’аля хвалит в Своей Книге:
«... мужчины, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от вспоминания Аллаха и выстаивания намаза..,».

Сказано про Салима Хаддада (рахматуллахи ‘алейхи), торговца и великого шейха, что, услышав азан, он бледнел и становился взволнованным. Он сразу же вставал и оставлял свой магазин открытым, читая следующие стихи:
1. Когда Твой зовущий зовёт на намаз, сразу встаю я, чтоб ответить (призыву) Аллаха Всевышнего, не имеющего равных.
2. Я отвечаю на призыв с полнейшим смирением и радостью: «Вот он я, о Щедрый!»
3. Мое лицо бледнеет от трепета и страха, и занятость Тобой отвлекает меня от всяких других занятий.
4. Я клянусь Тобой, ничто не дороже мне, чем Твое вспоминание. Нет ничего приятнее для меня, чем Твое сладкое имя.
5. О, будет ли время для нас быть вместе? Влюбленный счастлив только, когда он вместе со своей любовью.
6. Тот, чьи глаза видели свет Твоей красоты, никогда не сможет успокоиться. Он должен умереть с жаждой по Тебе.

Сказано в хадисе: «Люди, часто посещающие мечеть,— это её обитатели, ангелы их товарищи. Они посещают их, когда те больны, и помогают им, когда они на своих работах».

2. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Намаз с джама’атом в 25 раз выше, чем намаз, прочитанный дома или на базаре. Это потому, что, когда человек совершает вуду (тахарат) наилучшим образом, и идёт в мечеть с единственным намерением совершить намаз, каждый шаг, который он делает, добавляет одно благо на его счёт и стирает из него один грех. Далее, если он сидит в мечети (с тахаратом) после завершения намаза, ангелы просят благословений Аллаха и прощения для него. И пока он сидит в мечети, ожидая намаз, он зарабатывает награды, как будто бы он занят намазом».
В первом хадисе описывается, что намаз с джама’атом превосходит намаз, прочитанный отдельно, в двадцать семь раз. Тогда как этот хадис обещает только 25 раз. Учёные долго обсуждали это различие. Далее приводятся некоторые из объяснений:
1. Различие от двадцати пяти до двадцати семи происходит из-за различной искренности разных людей.
2. В намазах, когда Коран читается про себя (зухр и ‘аср) - 25 раз, а в намазах, когда Коран читается вслух (то есть фаджр, магриб и ‘иша) - 27 раз.
3. Некоторые относят увеличение в 27 раз к фаджр и ‘иша намазам, потому что идти на эти намазы представляется трудным, а для остальных намазов — увеличение в 25 раз.
4. Некоторые толкователи хадисов написали, что на этот уммат пролились дожди милости от Аллаха, как видно также из многих других мест. Поэтому в начале было увеличение в 25 раз, а затем стало в 27раз.

Некоторые толкователи привели ещё более прекрасное объяснение. Они говорят, что награда за намаз с джама’атом, утверждаемая в этом хадисе не просто увеличивается в 25 раз, а удваивается 25 раз, что будет равно увеличению в 33554432 раза. Это не является чем-то превосходящим милость Аллаха Та’аля. Когда пропуск одного намаза может вызвать наказание в джаханнаме на один хукб (как мы видим в последней главе), то такая большая награда за один намаз с джама’атом вполне понятна.
Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) объяснил нам, как увеличивается награда в случае, когда человек, совершив вуду (тахарат) дома, оставляет свой дом с единственным намерением присоединиться к джама’ату для намаза в мечети. Каждый шаг, который он делает, приносит ему награду и смывает один грех.
Бану Салама, племя в Медине, имели свои дома вдалеке от мечети. Они намерились переселиться поближе. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям), тем не менее, посоветовал им: «Оставайтесь там, где вы есть. Каждый шаг, который вы делаете, идя в мечеть, записывается на вашем счету».
Сказано в хадисе: «Человек, который совершает вуду (тахарат) дома и отправляется в мечеть, подобен тому, кто надел ихрам и отправляется в хадж».
Далее, в этом же хадисе, Расулюллах (салляллаху’алейхи уа саллям) указывает на другой поступок огромной ценности: пока человек после завершения намаза сидит в мечети, ангелы читают до’а о прощении и милости для него. Ангелы безвинные и святые творения Аллаха Та’аля. Поэтому действенность их до’а достаточно очевидна.
Мухаммад ибн Сима’ах (рахматуллахи ‘алейхи) известный учёный и шейх, который является учеником имама Абу Юсуфа и имама Мухаммада
(рахматуллахи ‘алейхима). Он умер в возрасте 103 лет. Он совершал 200 рака’ат нафль намазов каждый день. Он пишет: «В течение сорока лет, я никогда не пропускал намаз с джама’атом с первым такбиром, кроме одного раза, когда умерла моя мать».
Этот же самый шейх пишет; «Однажды я пропустил джама’ат. Так как я знал, что намаз с джама’атом в 25 раз выше, я повторил свой намаз (отдельно) двадцать пять раз, чтобы восполнить потерю. Я увидел во сне одного человека, который сказал мне: «Мухаммед! Ты повторил свой намаз 25 раз (в надежде восполнить потерю), но как насчёт «аминь» ангелов?» Аминь ангелов означает, что как рассказывается во многих хадисах, когда имам говорит аминь после суры фатиха, ангелы тоже говорят аминь, и все прошедшие грехи человека, чей аминь совпадает с ангелами, прощаются. И во сне было указание на этот хадис. Поэтому Маулана Абдуль Хай (рахматуллахи ‘алейхи), приводя эту историю про шейха, пишет: «Даже если человек повторит свой намаз (отдельно) тысячу раз, он не может получить той награды, которая бывает за совершение намаза с джама’атом». И очевидно, что это связано не только с аминем, но и с участием в джама’ате, с до’а ангелов после завершения намаза, как упомянуто в этом хадисе, и помимо этого, со многими другими особенностями, которые встречаются в намазе с джама’атом.
Ещё один момент, достойный внимания: учёные написали, что до’а ангелов можно заслужить только тогда, когда намаз является намазом. А если его читать так, что он, скомканный как старая тряпка, будет брошен ему в лицо, то он не заслуживает до’а ангелов.

3. ‘Абдулла бин Мас’уд (радиаллаху ‘анху) говорит: «Если человек хочет встретить Аллаха в Судный день мусульманином, он должен читать намаз в месте, где произнесен азан, то есть в мечети, потому что Аллах предписал через Посланника (салляллаху ‘алейхи уа саллям) такие дела, в которых руководство, и намаз с джама’атом — это одно из них. Если вы начнете читать свои намазы в домах, как делают некоторые, тогда это означает, что вы оставляете сунну Расулюллах (салляллаху’алейхи уа саллям). И как только вы оставляете его сунну, то вы сбиваетесь с прямого пути. Когда человек совершает вуду (тахарат) правильно и отправляется в мечеть, за каждый шаг, который он делает, он получает одно благословение, и один грех смывается. Мы наблюдали в наши времена, что пропускал джама'ат только мунафик, чье лицемерие было известно, (иначе, во времена Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычные лицемеры не осмеливались пропускать намаз с джама’атом) или совершенно больной. А тот, кто мог придти с помощью двоих, тот тоже вставал в ряд».

Это показывает чрезвычайную заботу сахабов о своих намазах с джама’атом. Даже больной человек тем или иным способом приводился в мечеть, даже если для этого была необходима помощь двоих человек. Эта забота была вполне естественна, так как они видели, что Наби (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сам был очень внимателен к этому. Сказано, что перед смертью Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) был в очень тяжелом состоянии. Из-за тяжелой болезни он часто терял сознание. И несколько раз просил принести воду для вуду (тахарата). После нескольких попыток наконец ему удалось сделать вуду (тахарат). И хотя он с трудом мог стоять на своих благословенных ногах, он вышел в мечеть с помощью ‘Аббаса (радиаллаху “анху) и другого сахаби. Абу Бакр (радиаллаху ‘анху) вёл намаз по его указанию, и он сам присоединился к джама’ату.
Абу Дарда (радиаллаху “анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) однажды сказал ему: «Поклоняйся Аллаху Та’аля, как будто ты видишь Его перед собой, считай себя среди мёртвых, остерегайся проклятий обиженных, и даже если тебе придётся ползти в мечеть, не пропускай ‘иша и фаджр намазы с джама’атом».
Сказано в другом хадисе, ‘иша и фаджр очень тяжелы для мунафиков. Если бы они знали награды за джама’ат, они приходили бы в мечеть и присоединялись бы к джама’ату, даже если бы им пришлось ползти.

4. Анас бин Малик (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Человек, который со всей искренностью читает свой намаз с джама’атом 40 дней без пропуска первого такбира, получает две награды. Одна — это освобождение от ада, другая — свобода от нифака (лицемерия)».
Если человек регулярно читает свой намаз (с искренностью) 40 дней и присоединяется к джама’ату с самого начала (то есть когда имам начинает намаз со словами Аллаху Акбар), тогда он не будет ни лицемером и не пойдёт в джаханнам. Лицемер — это человек, который прикидывается мусульманином, а в сердце у него куфр (неверие).
Видимо особенность 40 дней в том”, что они играют важную роль в изменении состояния. В тех хадисах, в которых упоминается рождение человека, говорится, что 40 дней зародыш находится в виде сгустка, затем 40 дней в виде куска мяса. Таким образом, описываются происходящие изменения каждые 40 дней. Поэтому суфии также придают важность периоду в сорок дней для целей духовного развития.
Действительно счастливы те, кто годами не пропускает первый такбир в джама’ате.

5. Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Человек, который совершает тахарат тщательно, и затем идёт в мечеть и обнаруживает, что джама’ат закончился, получает награду, как за джама’ат. Это не уменьшит ничего из награды тех, кто на самом деле совершил намаз с джама’атом».

Действительно, это великая милость Аллаха, что маленького усилия и немного старания достаточно для того, чтобы получить награду джама’ата, хотя на самом деле мы не смогли присоединиться к нему. Но, увы, если мы сами не берём то, что Аллах даёт нам, то кому от этого хуже?
Этот хадис также показывает, что мы не должны откладывать, чтобы пойти в мечеть из-за боязни, что джама’ат закончился. Даже, если, придя в мечеть, мы обнаружим, что джама’ат закончился, все равно мы получим награду, как за джама’ат. Конечно же, если заранее стало точно известно, что джама’ат закончился, тогда уже не имеет смысла идти.

6. Кубас бин Ашьям Аллайси (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Намаз двоих вместе, с одним из них как имам, более приятен Аллаху, чем намаз четверых по отдельности, намаз четверых вместе Аллах любит больше, чем намаз восьмерых по отдельности, а намаз восьмерых вместе превосходит намаз ста человек по отдельности».

В другом хадисе сказано: «Большой джама’ат более предпочтителен перед Аллахом, чем маленький джама’ат».
Некоторые люди думают, что не будет вреда делать свои собственные маленькие джама’аты в своих домах или на рабочих местах. Это неправильно, так как, во-первых, они лишены награды за чтение намаза в мечети, а во-вторых, они теряют награды намаза с большим джама’атом. Чем больше джама’ат, тем больше им доволен Аллах. Когда наша единственная цель — это достичь того, чтобы Аллах был доволен, почему нам не принять средства, которыми Он доволен больше. Рассказывается в хадисе, что Аллах рад видеть три вещи, а именно: ряд в джама’ат намазе, человека, занятого тахаджуд намазом, и человека, сражающегося на пути Аллаха».

7. Сахль бин Са’ад (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил: «Обрадуйте хорошей вестью тех, кто ходит в мечеть часто в часы темноты, так как они будут иметь совершенный свет в Судный день».

Ценность хождения сегодня в мечеть в часы темноты будет понята, когда перед глазами будет страшная сцена Дня Суда, когда каждый будет охвачен горем. Человеку, подвергающего себя трудности в часы темноты в этом мире, будет больше, чем восполнено в следующем мире, так как он будет нести с собой свет намного более яркий, чем от Солнца. В хадисе сказано, что такие люди будут занимать мимбары из света, без всяких забот, когда как другие будут в страхе.
  В другом хадисе сказано: «Аллах скажет в День Суда: «Где Мои соседи?»
  Ангелы спросят: «А кто Твои соседи, О Аллах!»
  Аллах ответит: «Те, кто часто посещал мечети».

В хадисе сказано: «Из всех мест на этой земле, мечети наиболее дороги Аллаху, а базары наиболее ненавистны Ему».
В другом хадисе мечети называются «садами джанната».
  Абу Са’ид (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) однажды сказал:
   «Свидетельствуйте об имане человека, часто ходящего в мечеть, и затем он прочитал следующий аят Корана:
«Посещает мечети тот, кто верит в Аллаха и в Последний День».

В одном хадисе сказано, что совершать вуду (тахарат) в трудных условиях, делать шаги в сторону мечети и после намаза сидеть там, ожидая следующего намаза, — все это смывает грехи. В другом хадисе говорится, чем дальше человек живет от мечети, тем больше наград он получает. Это потому, что человек, идущий издалека должен пройти больше, и как мы видели, каждый шаг будет давать ему награду. По этой причине рассказывается, что некоторые сахабы делали короткие шаги, когда шли в мечеть. Приводится в одном хадисе, что есть три вещи в этом мире, за которые люди сражались бы между собой, если бы они узнали их награды. Это — говорить азан, идти в мечеть на зухр намаз под палящим зноем солнца, и читать намаз в первом ряду. В другом хадисе сказано, что семь человек будут в тени милости Аллаха Та’аля в День Кыямата. Один из них будет человек, чье сердце привязано к мечети, то есть когда по какой-либо нужде ему приходится выходить из мечети, то он стремится быстрее вернутся обратно. Другой хадис говорит, что Аллах Та’аля любит тех, кто любит мечеть.
В каждом приказе священного шари’ата есть благо и баракат, а воздаяниям и наградам в них нет предела. И вместе с этим в этих приказах имеется обдуманная целесообразность. Достичь до их сути полностью трудно, потому что кто может постигнуть знание Аллаха Та’аля и Его мудрость? Но всё же в соответствии со способностями и возможностями до той степени, до которой может помочь разум, понимание этих целесообразностей приходит. И насколько позволяют способности, настолько и раскрываются прелести этих приказов. Учёные в соответствии со своим пониманием описали также мудрости, заложенные в намазе с джама’атом. Наш хазрат Шах Валиуллах (наввараллаху маркадаху) в Худжатулллахиль Балига по этому поводу написал один отрывок, чей перевод и смысл следующие:
«Чтобы уберечься от губительного вреда обычаев и традиций, нет ничего более полезного, чем сделать какой либо из видов поклонения таким общепринятым, таким всенародным, чтобы он совершался публично, и чтобы мог совершаться на виду у каждого человека, будь он понятливым или бестолковым. И чтобы в его выполнении городской и деревенский были равны, и в нём было бы состязание и предмет гордости. И чтобы он стал всеобщим, и так вошёл бы в потребности жизни, что существование без него стало бы трудным и невозможным. Чтобы он стал опорой для поклонения Аллаху, и обычаи и традиции, что являлись причиной вреда и потерь, они именно стали бы притягивать на сторону Истины. А поскольку среди благочестивых дел нет ничего более достойного и, с точки зрения довода и аргумента, более превосходного, чем намаз, поэтому, стало быть, необходимо усиленно внедрять его в обычай между собой. Для этого надо особым образом собираться и совместно единодушно выполнять его.
Далее, в любом религиозном течении или общине бывают несколько ведущих личностей, за которыми следуют. Некоторые находятся на второй ступени, они нуждаются в незначительном толчке и побуждении. И есть люди на третьей ступени, которые никчёмны и слабы в вере, такие, что если их не заставить поклонятся в обществе, то из-за лени и неохоты они бросают поклонение совсем. По этой причине благоразумие требует, чтобы все эти люди совершали поклонение совместно. Так чтобы те, которые бросили поклонение, отличились от поклоняющихся, и проявилась явная разница между жаждущими и нерадивыми. Чтобы незнающие, следуя за учёными, стали образованными, и невежды узнали способы поклонения. И поклонение Аллаху среди этих людей чтобы стало как расплавленное серебро, которое положено перед мастером, в котором явно различалось бы разрешенное, неразрешенное, как чистое и поддельное серебро. И чтобы укрепилось дозволенное, и было остановлено запрещенное.
Кроме этого в таком собрании мусульман, в котором есть стремящиеся к Аллаху, жаждущие Его милости, боящиеся Его, и все сердца и все души обращены к Аллаху, есть удивительное свойство быть причиной нисхождения бараката и притягивания милости.
Далее, цель существования общины Мухаммада (салляллаху “алейхи уа саллям) и заключается именно в том, чтобы дело Аллаха преуспело, и религия ислам превзошла все религии. А это не возможно, пока не станет общепринятым следующее, Все и простолюдины, и аристократы, городские и деревенские, стар и млад собравшись в одном месте, не будут выполнять то, что является самым великим знаком ислама и самым высшим поклонением. По этим причинам в шари’ате обращается внимание на соблюдение джум’а и намаза с джама’атом. Было ниспослано много призывов к их открытому и общенародному совершению и предостережений за их пропуск,” Так как открытое общенародное собрание всего двух видов: одно для рода или квартала, а другое для всего города. Собрание квартала удобно в любое время, собрание всего города в любое время трудно, в этом есть стеснения. Поэтому собрание квартала установили во время каждого намаза, для него определили намаз с джама’атом. А собрание всего города установили один раз в семь дней. И определили для этого джум’а намаз».

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: