Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-14

Определение слова "сунна"


Арабское слово “сунна” означает - “способ; путь”.

В этом смысле оно и использовано в одном из аятов Корана, где сказано:

سُنَّتَ اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ فِي عِبَادِهِ

...согласно закону Аллаха, который установлен для Его рабов. (“Верующий”, 85)

Здесь имеется в виду тот метод или же путь, посредством которого Аллах управляет всеми - как Своими друзьями, так и врагами. В этом же смысле слово “сунна” употребил и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказавший:

«Поистине, будете вы следовать обычаям тех, кто жил до вас...»

Под “обычаями” здесь подразумеваются “пути”.

Что же касается слова “сунна” как шариатского термина, то оно имеет несколько значений:

- Так знатоки религии называют любое дело, соответствующее тому, на что имеются указания в шариате. В этом отношении оно является противоположностью понятия “нововведение” (бид’а).

- Факихи обозначают словом “сунна” все те рекомендуемые и желательные действия, за совершение которых человеку обещана награда Аллаха, в то время как в случае несовершения их он не подвергнется наказанию. Примером употребления ими слова “сунна” в этом смысле могут служить такие слова:

- Обрашение с приветствием есть сунна, а ответ на приветствие обязателен (ваджиб).

Однако в данном случае нас больше всего интересует тот смысл слова “сунна”, который вкладывают в него мухаддисы. Для них сунной являются все те слова, дела, невысказанные одобрения, нравственные качества и отличительные внешние особенности пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о которых мы можем узнать из достоверных сообщений о нём.

- Примеров слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, можно привести великое множество:

 

” Поистине, дела оцениваются по намерениям...” ;

“Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками”.

- Примеры дел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нам известны из сообщений его сподвижников о том, как он совершал омовение, молился, исполнял обряды паломничества и т.д.

Так, в одном из подобных сообшений говорится:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился по ночам так долго, что ступни его покрывались трещинами”.

В другом сообщении приводятся такие слова одного из его сподвижников:

“Я видел, как во время поста пророк, да благословит его Аллах и приветствует, чистил зубы зубочисткой”.

- Под сунной, имеющей отношение к невысказанному одобрению, подразумеваются любые слова, произнесённые в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или же действия, также совершенные в его присутствии другими людьми, если он не выразил им в связи с этим своего порицания. Так, например, известен случай, когда сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разошлись во мнениях относительно смысла его слов:

«Пусть никто из вас не совершает послеполуденную молитву иначе как у селения племени бану курайза».

Некоторые из сподвижников поняли эти слова буквально и отложили время её совершения. Другие же посчитали, что имелось в виду лишь то, что им следует поспешить, и совершили молитву в пути, что же касается пророка, , то он не стал порицать ни тех, ни других.

Другим примером может служить сообщение Абдуллаха бин Мугаффаля, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- В день похода на Хайбар мне достался мешок жира, и я сказал: ”Сегодня я никому не дам ничего из этого!”-, а потом я обернулся и увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который стоял рядом и улыбался.Этот хадис приводит Муслим.

- Если говорить о внешних отличительных признаках, то примером сунны может служить тот хадис, в котором говорится:

“У посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было самое приятное лицо из всех людей”.

Что же касается нравственных качеств пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то примером сунны здесь может служить сообщение, в котором говорится:

“Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не говорил ничего дурного о еде, которую ему подавали”.

 

Сунна как довод.

Все достоверные сообщения, составляющие собой сунну пророка, , являются вторым по значимости источником шариата, из чего следует, что все установления и правила, сформулированные на основе сунны, обязательны к исполнению, и с этим согласны все авторитеты ислама. Указаний на то, что сунна должна рассматриваться как один из источников шариата, имеется множество. К числу их относится нижеследуюшее:

1 - Многочисленные аяты Корана, в которых содержатся веления повиноваться пророку и обрашаться к нему за судом, предостережения об опасности его ослушания и разъяснения того, что повиновение пророку, да благословит его Аллах и приветствует, есть повиновение Аллаху. Так, например, Аллах Всевышний сказал: وَأَطِيعُواْ اللّهَ وَالرَّسُولَ

Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику...

(“Семейство Имрана”, 132.)

Аллах Всевышний также сказал:

فَلاَ وَرَبِّكَ لاَ يُؤْمِنُونَ حَتَّىَ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ

Но нет - клянусь Господом твоим! - не уверуют они до тех пор, пока не изберут тебя судьёй во всем том, что заставляет их спорить друг с другом.(“Женщины”, 65.)

Аллах Всевышний также сказал:

فَلْيَحْذَرِ الَّذِينَ يُخَالِفُونَ عَنْ أَمْرِهِ أَن تُصِيبَهُمْ فِتْنَةٌ

Пусть поберегутся поступающие вопреки его велениям, чтобы не постигла их беда...(“Свет”, 63)

Аллах Всевышний также сказал: مَّنْ يُطِعِ الرَّسُولَ فَقَدْ أَطَاعَ اللّهَ

Покорившийся посланнику покорился Аллаху.

(“Женщины”, 80.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا

Берите же то, что даровал вам посланник, и откажитесь от того, что он вам запретил... (“Собрание”, 7.)

2 - Те аяты Корана, в которых мудрость упоминается наряду с Кораном. В этих аятах под мудростью подразумевается сунна пророка, .

Аллах Всевышний сказал: وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

...и научит их Писанию и мудрости.(“Корова“, 129.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَاذْكُرْنَ مَا يُتْلَى فِي بُيُوتِكُنَّ مِنْ آيَاتِ اللَّهِ وَالْحِكْمَةِ

Запоминайте же то, что читают вам в домах ваших из аятов Корана и мудрости.(“Сонмы”, 34.)

Имам аш-Шафи’и сказал:

- И Аллах упомянул о Писании, упомянув также и о мудрости, а я слышал, как знатоки Корана говорили: ”Мудрость - это сунна посланника Аллаха, ”.

3 - Поистине, слова свидетельства о том, что Мухаммад - посланник Аллаха, подразумевают собой необходимость подчинения этому посланнику в том, что он повелел, признание истинности того, о чём он поведал людям, и отказ от того, что он запрещал и от чего удерживал.

4 - Необходимость сунны для правильного исповедания религии, ибо человек, ограничивающийся одним лишь Кораном, не может знать о том, как следует совершать молитву, как не знает он ни об условиях и столпах молитвы, ни о нормах выплаты закята, ни о том, что приводит к нарушению поста, и т.д.

Кроме того, сунна, основанная на достоверных сообшениях, также обязательна к исполнению, как и установления Корана, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Был дарован мне Коран и нечто подобное ему вместе с ним».

Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, то, что запретил посланник Аллаха, подобно тому, что запретил Аллах».

 

Какое место занимает сунна по отношению к Корану.

Если говорить об установлениях, то отличия сунны от Корана состоят в нижеследующем:

- В сунне подробно объясняется то, о чём в Коране говорится вкратце (имеется в виду, например, молитва, хаджж и т.д.).

- В сунне конкретизируется то, что в Коране носит общий характер. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

الزَّانِيَةُ وَالزَّانِي فَاجْلِدُوا كُلَّ وَاحِدٍ مِّنْهُمَا مِئَةَ جَلْدَةٍ

И прелюбодейке и прелюбодею - каждому из них дайте по сотне плетей.(“Свет”, 2)

В сунне же уточняется, что такому наказанию подвергается прелюбодей, не состоящий в браке, что же касается состоящего в браке, то он наказывается побиванием камнями (раджм).

- В сунне подтверждается то, о чём говорится в Коране. Так, например, в сунне запрещается продавать что-либо такое, чего нет в наличии (гарар), но это является частностью, имеющей отношение к тому, что подразумевается в словах Аллаха Всевышнего:

وَلاَ تَأْكُلُواْ أَمْوَالَكُم بَيْنَكُم بِالْبَاطِلِ

Не присваивайте незаконно имущества друг друга...

(“Корова”, 188.)

- В сунне есть очень много таких установлений, о которых ничего не говорится в Коране, например, запрет на употребление в пищу мяса домашних ослов, запрет на ношение золотых украшений мужчинами, запрет на право наследования мусульман многобожникам и многобожников мусульманам, указания относительно желательности использования зубочистки и совершения полного омовения по пятницам и т.д.


Как воспринимали сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует,его сподвижники.

Сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, больше всех остальных людей стремились к благу и старались научиться тому, что могло принести им пользу, да и могло ли быть иначе, ведь они видели перед собой наилучший пример для подражания и учились у величайшего воспитателя! Они задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Вопросы и спрашивали его совета во всём том, что было для них трудным, и это являлось одним из основных методов восприятия ими знания от посланника Аллаха. Кроме того, он давал им специальные уроки, собирал их в связи с теми или иными событиями для обращения к ним с проповедями и обращался к ним со словами увещания. Кроме того, они воспринимали сунну путём непосредственного общения с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо на их глазах он совершал омовения и молитвы, покупал и продавал, путешествовал и участвовал в борьбе на пути Аллаха. Нет никаких сомнений в том, что один какой-нибудь человек не смог бы запомнить всего, что имеет отношение к сунне, однако все они стремились к восприятию знаний, и поэтому, если кто-нибудь из них отсутствовал, то после возвращения он спрашивал присутствовавших о том, чего не видел сам. Что же касается поведения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в кругу семьи, то посторонние не могли видеть этого, но они либо сами спрашивали об этом, либо посылали своих жён к жёнам пророка, чтобы узнать то, что их интересовало.

А после смерти посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, которых Аллах избрал для того, чтобы они донесли знание до миров, стали его наследниками и теми, кто поведал бы о нём людям, сразу занялись распространением его сунны, выполняя его веление, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сообщайте обо мне людям, даже если речь будет идти об одном единственном аяте».

И было много примеров того, как кто-либо из них, умирая, думал лишь о том, чтобы донести до людей услышанное им от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и опасаясь того, что он умрёт как человек, утаивший часть этого знания, за что его постигнет наказание, которым Аллах пригрозил таким людям. Именно это и вселяет в каждого мусульманина уверенность в том, что ничто из имеющего отношение к сунне никогда не исчезнет, ведь сподвижники передали людям всё то, что они услышали и узнали от пророка, да пребудут над ним благословение и мир, и в чём нуждается обшина его для сохранения своей религии.

Что же касается их последователей и тех, кто последовал за ними, то они брали с них пример, однако это можно сказать лишь о той части из них, которая уделяла должное внимание сунне, что выражалось в изучении её и обучении ей других, а также передаче хадисов людям.


Письменная фиксация сунны.

Сначала пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал записывать что-либо из его слов и говорил:

«Пусть тот, кто записал за мной что-либо, кроме аятов Корана, сотрёт это».

Однако, после того, как его сподвижники изучили Коран, они получили от него и разрешение записывать его слова, и некоторые из них стали заниматься этим в присутствии самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует. К числу таких сподвижников относился и Абдуллах бин Амр бин аль-Ас. Говорят, что у него был свиток, на котором он записал около тысячи хадисов, и этот свиток называли “истинным”.

Однако нет сомнений в том, что в общей массе своей сподвижники полагались прежде всего на свою память, поскольку память у них, как и у большинства неграмотных арабов, была просто великолепной, и они быстро и надолго запоминали всё то, что слышали от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из них, например, могли запомнить длинную касыду, прослушав её всего лишь один раз, что же касается сунны, имевшей непосредственное отношение к их религии, то можно не сомневаться, что они проявляли к ней больше внимания и запоминали всё связанное с ней лучше любых стихов. Есть все основания полагать, что сохранение хадисов в памяти людей было даже более надёжным методом, чем их записывание, которое неизбежно сопровождалось ошибками и искажениями.

При жизни последователей хадисы записывались чаще, чем при жизни сподвижников, однако делалось это в основном с целью сличения и заучивания, а не с целью собирания и классификации, если не считать отдельных сборников, к числу которых относится сборник Хаммама бин Мунаббиха, передававшего хадисы со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Этот сборник являлся одним из наиболее достоверных и был использован при составлении сборников хадисов такими имамами как аль-Бухари, Муслим и Ахмад, а также и другими мухаддисами. Короче говоря, во времена последователей фиксацией сунны занимались, как правило, лишь отдельные люди.


Собирание сунны.

Впервые хадисы стали собирать по приказу халифа Умара бин Абд аль-Азиза, да помилует его Аллах,1 который посылал людей во все концы своих владений, вменяя им в обязанность распространение сунны. Этот халиф повелел имаму Мухаммаду бин Муслиму бин Убайдуллаху бин Шихабу аз-Зухри (50 - 124 гг.х.) заняться собиранием хадисов, и он стал первым из тех, кто официально занимался письменной фиксацией сунны. Затем, что особенно характерно для второй половины II века хиджры, количество сборников, разбитых на главы, увеличилось, а наиболее известным сборником этого периода стал сборник под названием “Муватта” имама Малика бин Анаса (93 - 179 гг.х).По большей части в этих сборниках приводили слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а также фетвы его сподвижников и их последователей.


Период классификации.

III век хиджры считается золотым веком классификации сунны, когда из книг мухаддисов было удалено всё лишнее, а сами они были классифицированы должным образом. Именно в этот период появилось шесть наиболее известных ныне источников сведений о сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Шесть сборников.

Этими источниками являются:

1 - “Сахих” имама аль-Бухари (ум. в 256 г.х.)

2 - “Сахих” имама Муслима бин аль-Хаджжаджа аль-Кушайри (ум. в 261 г.х.)

3 - “Сунан” Абу Дауда Суляймана бин аль-Аш’аса ас-Сиджистани (ум. в 275 г.х)

4 - “Сунан” Мухаммада бин Исы ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.)

5 - “Сунан” Ахмада бин Шуайба ан-Насаи (ум. в 303 г.х.)

6 - “Сунан” Ибн Маджи (ум. в 273 г.х.)

Их сборники разбиты на главы, каждая из которых посвящена какому-либо из Вопросов фикха.

Кроме того, известен целый ряд авторитетных сборников хадисов, которые носят название “Муснад”. Все они разделены на главы по именам сподвижников, являвшихся передатчиками приводимых в этих главах хадисов. Наиболее известным из этих сборников является “Муснад” имама Ахмада бин Ханбаля, умершего в 241 г.х.

Среди этих сборников можно выделить также “Муснады” Абу Дауда ат-Тайалиси и Исхака бин Рахавийи, умерших соответственно в 204 и 238 гг.х.


Усилия учёных по сохранению сунны

Для защиты сунны от всяческих измышлений и ошибок мусульманские учёные пользовались общепринятыми методами для проверки достоверности доходивших до них сообщений. Так, например, они выясняли у своих информаторов, слышали ли они своими ушами то, что передавали им, или же выясняли, от кого они услышали это, после чего начинали собирать сведения о передатчике этого хадиса, и если выяснялось, что он достоин доверия, то сообщение принималось, в противном же случае оно отвергалось. При этом, поскольку речь шла о сунне пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, являющейся второй после Корана основой шариата, их исследования проводились с особой тщательностью.

С целью защиты сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от всевозможных примесей и ошибок мухаддисы пользовались несколькими методами, среди которых можно выделить следующие:

1 - Иснад.

Иснадом называется цепь передатчиков того или иного хадиса, заканчивающаяся именем того, кто первым передал его текст (матн). За исключением сподвижников, которые слышали слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, непосредственно от него самого, хадисы принимались лишь от таких людей, которые упоминали имена тех, от кого они слышали сообщения о нем. В связи с этим, чем больше времени проходило после смерти пророка, да пребудут над ним благословения и мир, тем длиннее становились иснады, а составители сборников и передатчики хадисов стали говорить: ”Передал мне такой-то, которому передал такой-то со слов такого-то...”-, в конце концов передавая слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

И если даже представить себе, что кто-либо фабриковал хадис, снабжая его иснадом, то любой из бравших этот хадис от такого человека обязательно упоминал его в своем иснаде. В результате этот лжец автоматически превращался в одно из звеньев иснада, после чего становилось известно, что именно он и несет ответственность за фабрикацию. Таким образом, иснад является надёжным заслоном, с помощью которого Аллах защитил сунну, и относится к числу отличительных особенностей этой обшины, и именно поэтому имам Абдуллах бин аль-Мубарак сказал:

- Иснад имеет отношение к религии, а если бы не иснад, то каждый говорил бы, что хотел.

2 - Наука отвода и подтверждения (ильм джарх ва та’диль).

Это весьма важная область знания, благодаря которому достоверные хадисы можно отличать от ложных, а сильные - от слабых, в силу чего и требуется иснад. Это включает в себя целый ряд вещей, важнейшими из которых являются:

-Изучение всего комплекса сведений о передатчиках, разъяснение того, правдивостью или лживостью отличались их сообщения, не допускали ли они отклонений и не придерживались ли нововведений и были ли они добросовестными, а также разъяснение подобных этим вещей, что играло свою роль при решении Вопроса о том, можно ли принимать их сообщения; собирание высказываний о передатчиках таких авторитетов в этой области,каковыми являлись Йахйа аль-Каттан, Ахмад бин Ханбаль, Йахйа бин Му’ин, аль-Бухари и Абу Хатим ар-Рази. Подтверждая сообщения передатчиков и называя их правдивыми или, наоборот, находя их сообщения слабыми и отводя их, эти автортеты либо опирались на свои знания о передатчике, в основе которых лежали критические замечания его шейхов и других таких же передатчиков, являвшихся его современниками и знавших его, либо собирали различные переданные им хадисы и сравнивали их с теми их версиями, которые приводили передатчики, по общему мнению всех заслуживающие доверия, и если обнаруживалось много расхождений, это указывало на его слабость, а если сообщения совпадали друг с другом, это указывало на соблюдение необходимых требований и мастерство передатчика.

На эту тему ещё в первые века ислама было написано множество сочинений. К числу наиболее известных из них относится книга Ибн Сурура аль-Макдиси, где собраны сведения о тех людях, на основе сообщений которых были составлены шесть вышеупомянутых наиболее авторитетных сборников. Это сочинение носит название “Аль-кямаль фи асма ар-риджаль”. Впоследствии оно было исправлено Абу-ль-Хаджжаджем аль-Маззи, написавшим “Тахзиб аль-кямаль”, а ещё позже Ибн Хаджар кратко изложил содержание сочинения Ибн Сурура в своём известном труде “Тахзиб ат-тахзиб” и передал его основные положения в другой своей книге под названием “ Такриб ат-тахзиб”.

- Разработка положений по определению того, на основании чего сообщение передатчика отводится ввиду сомнений в его добросовестности или точности, а также установление тех знатоков передатчиков, которые принимали его слова, и определение времени, когда это было сделано, наряду с определением степени их строгости в том, что касается отвода, и степени их снисходительности в том, что касается подтверждения. Разработка положений относительно тех случаев, когда сообщению одного и того же передатчика можно было дать и отвод, и подтверждение. Разработка положений, касающихся разъяснения и понимания смысла каждого из выражений, употреблявшихся знатоками, и того места, которое то или иное выражение занимало на шкале степеней подтверждения и отвода. Примером могут служить следующие выражения: правдивый, благочестивый, неплохой, это дело спорное и т.д.


Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: