Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-16

Хадис об ответственности за свои слова.


Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Всевышнему, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах возвысит его на много ступеней, и может раб сказать нечто вызывающее ярость Аллаха Всевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах ввергнет его в ад!»

Этот хадис приводит аль-Бухари.

Первый вопрос: важность этого хадиса.

Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются указанием на то, сколь много блага или зла может принести человеку его язык, из чего следует, что каждый мусульманин должен удерживать его от того, что может вызвать гнев Аллаха и не относиться к своим словам легкомысленно.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Разве окажутся люди ввергнутыми лицами в ад за что-нибудь иное, кроме клеветнических речей?»

Этот хадис приводит ат-Тирмизи

Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кто поручится мне за то, что находится меж челюстей его1 и между ног его, я поручусь за то, что он попадет в рай».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Имам ан-Навави сказал:

- Знай, что каждый достигший совершеннолетия2 (мукалляф) должен говорить лишь то, что может принести пользу, если же сказать что-либо или промолчать будет одинаково полезным, то, в соответствии с сунной, от таких слов следует воздержаться, ибо дозволенные речи могут смешаться с запретным или отвергаемым, что зачастую и происходит.

В качестве подтверждения имам ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, говорит нечто благое или молчит» Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим

-, а потом добавляет:

- Эти слова ясно указывают на то, что говорить следует лишь в том случае, если слова заключают в себе благо.

Наши предшественники, да помилует их Аллах, часто побуждали людей следить за своим языком и взвешивать свои слова на весах шариата прежде, чем произносить их.

Так, например, сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Нет ничего, что следовало бы держать в заточении столь же долго, как и язык.

Ата бин Абу Рабах сказал: “Разве любому из вас не будет стыдно, когда развернут записи о делах его в течении дня, и окажется, что большинство из них не имеет отношения ни к религиозным, ни к мирским делам3?!”

Передают, что аль-Ауза’и сказал:

- Нет для религии человека ничего вредоноснее многословия.

Мусульманину достаточно знать уже о том, что слова его являются не просто звуками, которые растворяются в воздухе, поскольку مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ

не проронит человек и единого слова, чтобы не записал его страж недремлющий(“Каф”, 18.), а поэтому не следует ему произносить ни единого слова, о котором он может пожалеть в день воскресения.

Второй вопрос: ответственность за свои слова.

Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “...может сказать...”, приводимые в этом хадисе, подразумевают не одно какое-нибудь слово, а речи человека, независимо от того, длинными они будут или короткими. Также обозначаются длинные речи и в Коране, где под “словом” (кяляма) подразумевается речь. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

Великим грехом являются слова эти, исходящие из их уст.. كَبُرَتْ كَلِمَةً تَخْرُجُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ.

(“Пещера”, 5.)

Аллах Всевышний также сказал: كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا

Так нет же! То, что он говорит, всего лишь слова...

(“Верующие”, 100)

Здесь имеются ввиду различные слова. В этом хадисе содержится указание на то, что мусульманин обязательно понесёт ответственность за свои слова, о последствиях которых он может даже и не догадываться, так как если он скажет или напишет нечто такое, что приведёт к широкому распространению порока, то из-за этого погибнет сам и будет ввергнут на самое дно ада, о чём и говорится в другом хадисе, приводимом в обоих “Сахихах”, мы же молим Аллаха о спасении и в этом мире, и в мире вечном.

Третий вопрос: примеры ложных речей.

Авторитетные знатоки ислама приводили примеры таких речей, которые могут навлечь на тех, кто их произносит, гнев Всемогущего Господа. К числу их относится нижеследующее:

- То, что говорит человек в присутствии несправедливого правителя, желая угодить ему, но при этом навлекая на себя гнев

Аллаха по той причине, что это может привести к гибели какого-нибудь мусульманина или группы мусульман, хотя произносящий эти слова и не желает этого.

- Такие слова, которые становятся причиной распространения всевозможных нововведений, или лишают воззрения мусульман их чистоты или внушают им сомнения в правильности тех или иных установлений шариата. Последнее часто бывает связано с различными идеями о необходимости освобождения женщин, что обычно подразумевает собой отказ от ношения покрывал и проявление бесстыдства или же введение запрета на многожёнство, что может привести к распространению разврата, а также и много иных идей такого рода, которые в наше время широко обсуждаются. При этом многие люди говорят без устали, не задумываясь над смыслом своих слов, и тем самым открывают дорогу злу, препятствуют благу и оказывают шайтану помощь в его борьбе с их же братьями в исламе.

- Непристойности. Особенно часто грешат этим поэты, которые в своих касыдах воздают похвалы вину, побуждают людей ко всевозможным развратным действиям или описывают собственные запретные любовные похождения, что обычно приводит к распространению всевозможных соблазнов среди мусульманской молодёжи.

Можно привести и другие примеры, известные людям, следящим за тем, что говорят и пишут другие, и размышляющим о причинах зла.

Четвёртый вопрос: о том, что получило название “бедствий языка”.

На эту тему знатоками религии написано множество книг и посланий, с которыми стремящимся к знанию следует ознакомиться и постараться извлечь из них для себя практическую пользу.

К числу этих бедствий относится нижеследующее:

- Разговоры о том, что никоим образом не касается человека, рассуждения о бесполезном, непристойности, ложь, насмешки над верующими, злословие, клевета и обмен оскорбительными кличками, поклёп и сплетни, поношения и проклятия,

оскорбления и обвинения в неверии, выдвигаемые против тех, кто этого не заслуживает, разглашение тайны и чрезмерные восхваления, наихудшим же из всех бедствий такого рода является то, что говорят об Аллахе люди, не обладающие знанием, а также бездоказательные рассуждения о дозволенном и запретном. Опасность всех этих бедствий определяется размерами того вреда, который они могут нанести. Так, например, лжесвидетельство, ложная клятва или возведение лжи на Аллаха или Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, более вредоносны, чем прочие виды лжи, что самоочевидно и не требует никаких доказательств.

Пятый вопрос: слова истины.

Улемы и мудрецы много раз воздавали хвалу молчанию. Нет сомнений, что умолчание бесполезного похвально, но ещё более похвальным является произнесение слов истины, к числу которых относятся прославления Аллаха, произнесение слов свидетельства и прочие виды поминания Аллаха, веления совершать одобряемое шариатом и запреты на отвергаемое, обучение знанию и призывы людей к Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал людям о том, что человек может произнести нечто благое и полезное, не думая о степени полезности своих слов и не придавая этому особого значения, однако за это Аллах Всевышний, оказывающий рабам Своим всевозможные благодеяния и щедроты, может возвысить такого человека на много ступеней. К числу таких слов относится нижеследующее:

- Слова истины, произнесённые в присутствии неспра-ведливого правителя для того, чтобы удержать его от притеснений других людей. Такие слова могут спасти жизнь или имущество кого-либо из мусульман или же защитить их честь.

- Основанные на знании слова, посредством которых человек наставляет мусульман в их религии, объясняя им, какие права Аллаха им следует соблюдать, сообщая им о том, что является дозволенным, а что - запретным, обучая их тому, как следует поклоняться Аллаху и т.д.

- Слова, с помощью которых мусульманин наставляет своего брата или братьев в исламе, благодаря чему сердца их смягчаются, а сами они начинают больше бояться своего Всемогущего и Великого Творца. Кроме того, такие слова могут подтолкнуть

слышащих их к раскаянию в своих грехах и удержать их от совершения тех грехов, которые они намеревались совершить.

- Слова истины, которые в значительной мере способствуют исчезновению лжи и подавлению тех, кто её поддерживает, ибо существует множество примеров того, как речь, произнесённая улемом или проповедником, или же статья, написанная образованным мусульманином, расстраивала планы, суть которых состояла в том, чтобы способствовать распространению порока среди мусульман или же поколебать их убеждения. Благодаря произнесению таких слов Аллах останется довольным теми, кто их произнёс, до тех пор, пока они не встретятся с Ним, ибо Аллах - Благодарный, Кроткий.

- Слова, оживляющие один из забытых добрых обычаев, начало которым в своё время положил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, независимо от того, имеет ли это отношение к убеждениям людей, к формам поклонения, к взаимопомощи в делах благочестия, к оказанию помощи нуждающимся, утешению кого-либо из мусульман или иным подобным вещам, перечислить которые полностью просто невозможно, в связи с чем мы и упоминаем лишь отдельные примеры.

Поистине, лишь Аллах направляет человека к правильным словам, указывающим другим людям путь к благим делам, и, поистине, Он - Слышащий, Близкий.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: