Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-16

Хадис 10-й. О достоинстве сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.


Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал: - Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не поносите никого из моих сподвижников, ибо, поистине, если любой из вас потратит столько золота, сколько весит гора Ухуд, это не сравнится ни с муддом1, ни даже с половиной мудда любого из них!»

Этот хадис приводится в обоих “Сахихах”.

Первый вопрос: общий смысл хадиса.

Ухуд - гора, расположенная неподалеку от Медины, где в своё время произошло известное сражение мусульман с многобожниками.

Мудд - мера объёма сыпучих тел. Равняется одной четверти са’. В сложенные вместе ладони среднего человека вмещается примерно один мудд зерна. Аль-Джухари сказал: ”Я проверял это, и оказалось, что так оно и есть”.

Смысл данного хадиса состоит в том, что мусульманам запрещается оскорблять кого бы то ни было из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, ругая их или же произнося обидные для них слова, поскольку если любой другой человек потратит на пути Аллаха столько золота, сколько весит гора Ухуд, он и тогда не получит такой награды за это, которая ждет любого из сподвижников, пожертвовавшего на этом пути муддом или половиной мудда еды.

Второй вопрос: причины предпочтения.

Знатоки сунны указывали, что причиной подобного предпочтения является то, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, жертвовали своим имуществом в трудных обстоятельствах, когда необходимость в этом была наиболее острой, мусульман было ещё мало, а сами они были очень слабы. Кроме того, они тратили своё состояние на то, чтобы помочь посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, защитить его и бороться на пути Аллаха вместе с ним, и при этом не испытывали никаких сомнений и отличались богобоязненностью и смирением, предпочитали других себе и боролись на пути Аллаха должным образом. Именно поэтому первым сподвижникам была уготована более великая награда за всё то, что они тратили.

Аллах Всевышний сказал:

لَا يَسْتَوِي مِنكُم مَّنْ أَنفَقَ مِن قَبْلِ الْفَتْحِ وَقَاتَلَ أُوْلَئِكَ أَعْظَمُ دَرَجَةً مِّنَ الَّذِينَ أَنفَقُوا مِن بَعْدُ وَقَاتَلُوا

Не равны среди вас те, кто расходовал и сражался до победы.1 Эти находятся на более высокой ступени, чем те, кто стал расходовать и сражаться после.(“Железо”, 10.)

А после этого Аллах Всевышний сказал: وَكُلًّا وَعَدَ اللَّهُ الْحُسْنَى

И тем, и другим Аллах обещал наилучшее.(“Железо”, 10.)

Объясняется же это тем, что все сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, отличаются от прочих людей, так как им выпало счастье общаться с пророком, видеть его, слышать то, что он говорил, и донести его слова до других людей. Никто из живших позднее уже не имел такой возможности, и таким образом, это стало милостью Аллаха, которую Он оказал, кому пожелал.

Третий вопрос: в связи с чем это было сказано?

Эти слова пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Халиду бин аль-Валиду, когда узнал о том, что тот ругал Абд ар-Рахмана бин Ауфа, да будет доволен им Аллах. Но если это было сказано пророком, да пребудут над ним благословения и мир, такому человеку как Халид бин аль-Валид, которого называли мечом Аллаха и который был одним из виднейших сподвижников, проявившим стойкость в битве при Муте, способствовавшим овладению Меккой и принимавшим участие во многих сражениях, по той причине, что он оскорбил одного из первых сподвижников, то что же тогда говорить об остальных мусульманах, не имеющих подобных заслуг?!

Четвёртый вопрос: универсальность этого запрета.

Имам ан-Навави сказал:

- Знай, что поношение сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не просто запретно, но относится к числу наиболее отвратительных из запретных вещей.

Кади Ийад сказал:

- Поношение любого из них относится к числу тяжких грехов.

Некоторые из знатоков религии обвиняли тех, кто позволял себе поносить сподвижников в неверии, другие же детализировали свои обвинения, говоря: ”Неверным является тот, кто считает дозволенным поношение их или же говорит о них нечто такое, что ставит под сомнение их приверженность религии и их честность, например, в том случае, когда о них отзываются как о лицемерах, вероотступниках, неверных и т.д. Неверным является и тот, кто оскорбляет всех сподвижников в целом, ибо говорящий нечто подобное опровергает Коран, где сказано:

لَقَدْ رَضِيَ اللَّهُ عَنِ الْمُؤْمِنِينَ إِذْ يُبَايِعُونَكَ تَحْتَ الشَّجَرَةِ

Аллах остался доволен верующими, когда они присягнули тебе под деревом.(“Победа”, 18)”.

Кроме того, Аллах Всевышний сказал:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ وَرَضُواْ عَنْهُ وَأَعَدَّ لَهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي تَحْتَهَا الأَنْهَارُ

Те из переселившихся и из ансаров, которые опередили других, и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами, -

Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом, и Он приготовил для них райские сады, где внизу текут реки.(“Покаяние”, 100)

В пример можно привести и другие аяты, в которых Аллах хвалит сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщая о том, что Он доволен ими, и о том вечном блаженстве, которое Он уготовал им.

Пятый вопрос: осуждение виновных в поношении.

Имамы этой религии и обладающие знаниями сходились на том, что человек, оскорбивший кого-либо из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, заслуживает сурового наказания, которое сможет удержать виновного от повторения этого греха. Такие люди должны подвергаться наказанию в виде бичевания и тюремного заключения, однако лишать жизни их не следует, хотя некоторые из знающих и считали, что за подобные прегрешения можно и казнить.

Шестой вопрос: о том, к чему неизбежно приводит поношение сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Наихудшей формой поношения является проклятие. Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Проклясть верующего всё равно, что убить его».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Таким образом, проклятия по адресу сподвижников, особенно если речь идёт о двух шейхах - Абу Бакре и Умаре, да будет доволен Аллах ими обоими, и обвинения в неверии их в целом за исключением небольшой их группы, которые можно услышать от некоторых невежественных и заблудших людей, итак, всё это является совершенно неприемлемым и явной клеветой, неизбежно приводящей к целому ряду безобразных последствий. К числу их относится нижеследующее:

- Игнорирование мудрости и широты знания Всевышнего Господа, слава Ему, который выбрал из всех живших на земле именно этих людей, чтобы они стали сподвижниками Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посчитав, что они смогут оказать помощь становлению

этой религии, воспринять свет откровений от пророка, да пребудут над ним благословения и мир, и донести их до других людей. И Всевышний поведал людям о том, что Он доволен ими, хотя и знал о смутах и противоречиях, которые должны были между ними возникнуть.

- Нанесение обиды пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и порицание его. Имам Малик, да помилует его Аллах, сказал:

- Поистине, эти люди хотели опорочить пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не смогли сделать этого, и тогда они стали подвергать нападкам его сподвижников, чтобы люди говорили: ”Он - дурной человек, а если бы он был праведным, то и сподвижники его обязательно были бы праведниками!”

Тот факт, что такие люди утверждают, будто пророк, да благословит его Аллах и приветствует, являвшийся самым проницательным из всех живших на земле, был обманут своими собственными сподвижниками и не распознал их порочности, есть не что иное как приписывание ему невнимательности и наивности, а также неспособности воспитывать людей и оказывать на них влияние, ведь он, да пребудут над ним благословения и мир, воспитывал их более двадцати лет, а после того, как он умер, если верить этим заблудшим, его сподвижники вернулись к мраку и нечестию и уподобились животным, забыв о религии и нравственности.

- Порицание сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в целом, а также знающих и факихов из их числа в частности, представляет собой не что иное как попытку разрушения шариата, установления которого передавали, хранили и защищали эти люди, ибо к кому же ещё нам следует обращаться по всем Вопросам шариата, если и они не заслуживают доверия, и от кого бы мы восприняли сунну пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и сведения о его жизни? Те люди, которые подвергали нападкам сподвижников пророка, да пребудут над ним благословения и мир, объявляли недействительными многие установления шариата, полагаясь на неверные сведения.

مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً

Да усугубит Аллах болезнь их!(“Корова”,10) Всё это прекрасно понимали некоторые востоковеды и их прихвостни, которые вознамерились объявить недействительным шариат в целом, избрав средством достижения своей цели

нападки на Абу Хурайру, да будет доволен им Аллах, и других передатчиков сообщений о пророке, да благословит его Аллах и приветствует.

- Подобные действия причиняют вред религии ислама и дают повод любому нечестивцу заявлять следуюшее: ”Как можете вы требовать прямоты от меня, если это оказалось не по силам даже сподвижникам, которые общались с пророком, воспринимали от него знание, слушали его наставления и были свидетелями ниспослания Корана?!” Что же касается неверных, то они заявляют: ”Нет блага в этой религии, если даже первые из уверовавших были такими!”

Именно об этом говорил один из знающих, сообщивший, что когда иудеев спросили: ”Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ”Сподвижники Мусы”-, когда христиан спросили: “Кто из вас является достойнейшим?”-, они ответили: ”Апостолы Исы”-, когда же у рафидитов1 спросили: ”Кто из вас является наихудшим?”-, они ответили: ”Сподвижники Мухаммада”.

Седьмой вопрос: позиция верующих в этом вопросе.

Аллах Всевышний воздал хвалу тем, кто должен был прийти на смену сподвижникам, за то, что они будут просить о прощении для них, а сердца их не станут питать ненависти ни к кому из них, но последуют они за ними с чистыми сердцами.

Аллах Всевышний сказал:

وَالَّذِينَ جَاؤُوا مِن بَعْدِهِمْ يَقُولُونَ رَبَّنَا اغْفِرْ لَنَا وَلِإِخْوَانِنَا الَّذِينَ سَبَقُونَا بِالْإِيمَانِ وَلَا تَجْعَلْ فِي قُلُوبِنَا غِلًّا لِّلَّذِينَ آمَنُوا

А те, которые придут после них, воскликнут:” Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал.”

(“Собрание”, 10.)

Аллах Всевышний также сказал:

وَالسَّابِقُونَ الأَوَّلُونَ مِنَ الْمُهَاجِرِينَ وَالأَنصَارِ وَالَّذِينَ اتَّبَعُوهُم بِإِحْسَانٍ رَّضِيَ اللّهُ عَنْهُمْ

Те из переселившихся и из ансаров, которые опередили,1 и те, которые последовали за ними с чистыми сердцами. Аллах доволен ими...(“Покаяние”, 100)

С учётом этого позиция верующих и суть воззрений придерживающихся сунны и стремящихся к согласию состоят в том, что хвалу следует воздавать всем сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как следует просить для них прощения, любить их и воздерживаться от повторения того, что произошло между ними и привело к смутам, закончившимся “верблюжьей битвой” и битвой при Сиффине. Обладающие знаниями считают их муджтахидами, стремившимися к истине, те, кто постиг ее получит двойную награду, а кто ошибался — одну награду, а то, что произошло между ними, да будет доволен Аллах ими всеми, ни в коей мере не может служить указанием на их недобросовестность или на то, что их словам нельзя верить, придерживаются же такого мнения о них лишь отклонившиеся от пути истины и приверженцы нововведений.

Восьмой вопрос: все они являются сподвижниками, однако между ними существуют известные различия.

Сподвижником является такой человек, который встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, уверовал и до самой смерти сохранил свою веру. Такие люди заслуживают доверия и их свидетельства можно принимать, как справедливо считает большинство улемов. Некоторые же считают, что необходимым условием для этого должен быть достаточно долгий срок общения того или иного человека с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Однако заслуги и положение сподвижников, да будет доволен Аллах ими всеми, не одинаковы. Достойнейшими из них, по мнению приверженцев сунны и согласия, являются четыре праведных халифа, затем остальные из тех десяти человек, которых Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порадовал вестью о рае, затем участники битвы при Бадре, затем участники битвы при Ухуде, а затем те, кто дал клятву, угодную Аллаху,2 а Аллах знает об этом лучше.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: