Объявление:
В Воронеже родится еще одна религиозная организация
2009-10-16

Хадис шестой. Подчинение велениям и запретам шариата.


Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сторонитесь того, что я запретил вам, а из велений моих выполняйте то, что вам по силам, ибо, поистине, погубило живших до вас то, что они задавали множество вопросов и не соглашались со своими пророками».

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

1 - Передатчик этого хадиса.

Что касается его имени, то единого мнения на этот счёт не существует, а количество различных вариантов доходит до двадцати, однако большинство знатоков сунны считает, что передатчика этого хадиса звали Абд ар-Рахман бин Сахр ад-Дауси аль-Йамани, знаток (хафиз)1 сунны и муджтахид2. Он передал больше хадисов, чем любой другой из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а число тех, кто передавал их другим с его слов, доходит до восьмисот человек. Он принял ислам и переселился в Медину в 7 году хиджры, то есть в том году, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил поход на оазис Хайбар. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, относился к числу живших под навесом и обладал удивительной памятью (известно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Абу Хурайра не забывал ничего из того, что он услышит от него). Абу Хурайра был известен своим рвением в делах поклонения Аллаху и отличался аскетизмом. Во время правления Умара, да будет доволен им Аллах, он был наместником Бахрейна, а Марван бин аль-Хакам сделал его наместником Медины. Абу Хурайрой его прозвали в связи с тем, что в своё время у него была кошка, с которой он любил играть и которую прятал в рукав, когда пас овец. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, умер в Медине скорее всего в 59 году хиджры.

2 - Пояснения к отдельным словам.

- “Сторонитесь”. Общеизвестно, что сторониться значит удаляться, но здесь подразумевается нечто большее, чем простой отказ от совершения того или иного действия, и в этом заключён большой смысл, ибо суть этого состоит в том, чтобы уберечь мусульман от ослушания.

3 - Вопросы.

Вопрос первый: подчинение велениям и запретам.

Исполнение велений требует от человека действий, но эти действия человек совершает в разном состоянии. кроме того, возможности людей не одинаковы, и для того, чтобы помочь людям, Аллах Всевышний, как видно из содержания этого хадиса, связывает действия с возможностями людей, что полностью согласуется с известными аятами Корана, ибо Аллах Всевышний сказал:

فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ

Так бойтесь же Аллаха по мере сил ваших...

(“Взаимный обман”, 16.)

И Аллах Всевышний сказал также:

لاَ يُكَلِّفُ اللّهُ نَفْسًا إِلاَّ وُسْعَهَا

Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что по силам ему... (“Корова”, 286.)

В обоих “Сахихах” приводятся слова Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщившей, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Придерживайтесь правильного, приближайтесь и радуйтесь».

Если же говорить о запретах, то для того, чтобы подчиняться им, достаточно лишь отказаться от совершения запретного. Иначе говоря, к действиям это отношения не имеет, а поэтому и не ставится в зависимость от возможностей людей, которые в большинстве случаев могут отказаться от совершения тех или иных действий. Однако подчинение запрету требует не просто отказа от совершения того или иного действия, но удаления от него, иначе говоря, проявляния осторожности по отношению ко всему тому, что может привести к совершению запретного, и именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”Сторонитесь этого...” По той же причине Аллах Всевышний, запретивший вино, майсир,1 жертвоприношения на каменных жертвенниках и гадания по стрелам и указавший на то, что все эти дела являются скверными, сказал:

فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

Сторонитесь этого, и вы преуспеете”.(“Трапеза”, 90.)

Вопрос второй: предостережение об опасности ослушания, характерного для предыдущих общин.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разными способами и по разным поводам неоднократно предостерегал мусульман об опасности повторения ошибок, допущенных членами возникших прежде религиозных общин, особенно иудеев и христиан, которые не повиновались своим пророкам. И мусульмане действительно совершили многое из того, от чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал их, что послужило подтверждением его словам.

Так, например, в обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал:

- Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, вы будете подражать обычаям живших до вас, следуя им пядь за пядью и локоть за локтем, и в конце концов если они проникнут в нору ящерицы, то и вы последуете за ними!”

Люди спросили: ”Ты имеешь в виду иудеев и христиан?”

Он ответил: ”Да, их”.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привёл и другой пример их ослушания, сказав:

«Аллах проклял иудеев и христиан, избравших могилы своих пророков местом для совершения молитв».

Говоря это, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел предостеречь мусульман от повторения их ошибок.

Ещё одним примером может служить то, что произошло во время одного из походов. Когда мусульмане проходили мимо дерева, на ветвях которого в доисламские времена арабы развешивали разные лоскуты, после чего совершали там жертвоприношения и молитвы, и которое они называли Зат Анват, некоторые люди стали обращаться к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с просьбами, говоря: ”Устрой и для нас свой Зат Анват?” Таким образом, они уподобились иудеям, которые сказали Мусе:

اجْعَل لَّنَا إِلَـهًا كَمَا لَهُمْ آلِهَةٌ

”О Муса, сотвори нам бога, подобного их богам”.

(“Преграды”, 138.)

Хорошо известен также и приводимый в Коране рассказ о том, что когда Аллах повелел сынам Исраиля принести в жертву корову1, они стали выспрашивать Мусу о том, какой именно она должна быть, и это продолжалось до тех пор, пока Аллах

не наказал их. Этот пример больше всего соответствует содержанию приводимого нами хадиса, ибо, поистине, нет ничего омерзительнее ослушания пророков и назойливости по отношению к ним, да пребудут над ними благословения и мир.

В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что однажды люди задавали пророку, да благословит его Аллах и приветствует, различные Вопросы так долго, что в конце концов он разгневался, поднялся на минбар и запретил им беспокоить его попусту, после чего со своего места поднялся Умар, да будет доволен, им Аллах, который сказал: ”Довольны мы Аллахом как Господом, исламом — как религией и Мухаммадом — как посланником и мы прибегаем к Аллаху от бедствий!”

Одну из версий этого хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приводит ат-Табари, и там говорится следующее:

-И к нему подошёл один человек, спросивший: ”Где я окажусь?”-, на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: ”В огне!”

В обоих “Сахихах” сообщается также и о том, что этот случай стал причиной ниспослания того аята, в котором говорится:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تَسْأَلُواْ عَنْ أَشْيَاء إِن تُبْدَ لَكُمْ تَسُؤْكُمْ

О те, кто уверовал! Не спрашивайте о том, что огорчит вас, если станет вам известно.(“Трапеза”, 101.)

Средством лечения подобной болезни является прежде всего стремление к знанию, удаляющему пелену невежества, а после этого - благочестие, которое может защитить человека в том случае, когда что-либо является для него неясным, и именно эти средства избавляют мусульманина от необходимости поиска иных путей выхода, или обращения к тому, что не было узаконено Аллахом для Его рабов, или заявлений о слабости того, к кому обращаются с Вопросами, и его неспособности дать ответ, ибо подобное может исходить только от низкой души, которая не почитает установленного Аллахом.

Вопрос третий: о том, как следует вести себя по отношению к Аллаху и Его посланнику.

Если речь идёт о велениях и запретах, исходящих от Аллаха или же Его посланника, то от человека требуется безусловное повиновение, исключающее любые колебания, которые могут быть вызваны сомнениями или стать первым шагом к ослушанию, ибо Аллах Всевышний сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

Для верующего или верующей нет выбора в каком-либо деле, если Аллах или Его посланник уже приняли решение, а тот, кто ослушался Аллаха и Его посланника, пребывает в явном заблуждении. (“Сонмы”, 36.)

Аллах Всевышний также сказал:

إِنَّمَا كَانَ قَوْلَ الْمُؤْمِنِينَ إِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ أَن يَقُولُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ

Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они только говорят:” Мы слышали и повинуемся!” Такие счастливы. (“Свет”, 51.)

И именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, слова которого приводятся в этом хадисе, назвал ослушание и множество Вопросов причиной гибели.

Аллах говорит (2:183) : В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны.
Пророк, صلى الله عايه و سلم, сказал: من قام ليلة القدر إيمانا واحتسابا غفر له ما تقدم من ذنبه «Тому, кто проведет в молитве Ночь Кадар, с верой и желая довольства Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари 38, Муслим 760)

Текущая фаза луны:

CURRENT MOON


Расписание молитв на сегодня: